СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
" ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ "
Теоретико-методологические основы
Исследования возрастных особенностей психики
Тема 1. Возрастная психология как наука.
Предмет психологии развития и возрастной психологии, основные задачи и категории дисциплины. Связь возрастной психологии с другими науками. Принципы исследований в возрастной психологии: принципы детерминизма,
объективности, единства психики и деятельности, принцип развития. Классификация методов психологии и специфика их применения при
изучении возрастных аспектов развития психики. Организационные методы в
возрастной психологии (сравнительный, лонгитюдний, комплексный). Характеристика эмпирических методов возрастной: наблюдение,анкетирование, беседа, интервью, изучение продуктов деятельности, експеримент, психодиагностические методики.
Литература [2-6; 8; 9; 11; 12; 16; 19; 24]
Тема 2. История развития возрастной психологии
Предпосылки возникновения вековой психологии как самостоятельной науки:источника возрастной психологии в античной философии. Естественные основы развития возрастной психологии. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии возрастной психологии.Развитие возрастной психологии в работах зарубежных авторов ХІХ -
начала ХХ ст. Биогенетический подход к развитию психики в онтогенез (С. Холл, К. Бюллер, Э. Клапаред и др.). Социогенетичний подход в возрастной психологии (П. Жан, Дж. Уотсон, Дж. Дьюї, Э. Дюркгейм).Новейшие достижения в вековой психологии за границей (Ж. Піаже,А. Валлон, Дж. Брунер).Развитие возрастной психологии в дореволюционной России. Психологическая концепция К. Д. Ушинского. Возрастная психология после октябрьского переворота 1917 г. в России. Проблемы возрастной психологии в работах П. П. Блонського, Л. С. Выготского, Д. М. Узнадзе, С. Л. Рубинштейна, О. М. Леонтьєва, Г. С. Костюка, Л. И. Божович.
Исследование в области возрастной психологии за границей (З. Фрейд,
А. Фрейд, М. Бюллер, Э. Еріксон и др.).
Литература [2-6; 8; 9; 11; 12; 16; 29; 33; 35; 36]
Тема 3. Факторы и закономерности психического развития
Понятие о психическом развитии. Соотношение понятий "развитие","созревание", "формирование", "становление". Основные закономерности развития. Анализ основных концепций психического развития.Основные факторы психического развития. Биологические условия психического развития. Деятельность и общение как условия и средства психического развития.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровнях развития ребенка. Сензитивные периоды в развитии ребенка.
РАЗВИТИЕ - направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или
структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с
постепенными количественными изменениями объекта (см. Эволюция);
революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (см. Революция). Выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс) и нисходящую (см. Регресс). В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы,описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.
"созревание",- "формирование", "становление".
Литература [2-6; 8; 9; 11; 12; 16; 27; 29; 34]
Тема 4. Периодизация возрастного развития
Понятие о возрасте. Принципы и критерии возрастной периодизации. Со-
циальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и психические новообразования как критерии возрастной периодизации.
Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина. Стадии социализации (А. В. Петровский). Психосексуальные стадии развития личности (З. Фрейд). Нормальная и аномальная линии развития в периодизации Э. Ериксона.
Литература [2-6; 8; 9; 11; 12; 16; 29; 34-36]
Раздел ІІ. особенности психического развития
На разных вековых этапах
Тема 5. Психология ребенка младенческого возраста
Фаза новорожденности как особый период младенчества. Причины кризиса новорожденности. Врожденные безусловные рефлексы и их роль в развитии новорожденного. Первичное сенсорное развитие новорожденного. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления как первая социальная реакция грудного ребенка.Непосредственно-эмоциональное общение грудного ребенка со взрослыми как ведущий вид деятельности. Овладение речью в младенческий период. Сенсомоторное развитие и возникновение нагляднодействующего мышлення в младенческий период.
Литература [2-6; 8-14; 18; 27; 35]
Тема 6. Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.
Особенности социальной ситуации развития ребенка в раннем возрасте.
Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности в
раннем возрасте. Понятие о предметных и знаряддєві действия. Первые игры
детей.Умственное развитие в раннем возрасте. Развитие самосознания,
моральных чувств. Кризис третьего года жизни: причины, основные
поведенческие проявления.
Литература [2-6; 8-14; 18; 27; 31; 34; 35]
Тема 7. Психология дошкольного возраста.
Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста. Потрет-
бы дошкольников и формирование мотивов поведения. Иерархия мотивов.
Формирование первых этических норм поведения. Развитие самосвідо-
мосту в дошкольном возрасте и формирование Я-концепции. Формирование
половой идентичности у дошкольников. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности дошкольников.
Основные тенденции развития мышления в дошкольном возрасте. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование основ словесно-логического мышления. Развитие внимания ребенка дошкольного возраста. Особенности памяти дошкольников. Познавательное и эмоциональное воображение детей дошкольного возраста.
Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная и конструктивная деятельность.
Литература [2-6; 8-18; 25; 27; 34]
Тема 8. Психологические особенности младшего школьника
Специфика социальной ситуации развития младшего школьника.
Структура учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Развитие познавательных процессов и интересов младших школьников.
Развитие личности младшего школьника. Усвоение моральных
норм и правил поведения. Стадии морального развития (Л. Колберг).
Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников. Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте.
Характеристика психических новообразований в младшем школьном возрасте.
Литература [2-6; 8-13; 15-18; 20; 23; 25; 30; 34]






