Тема 8. Психологические особенности младшего школьника

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

" ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ "

Теоретико-методологические основы

Исследования возрастных особенностей психики

Тема 1. Возрастная психология как наука.

Предмет психологии развития и возрастной психологии, основные задачи и категории  дисциплины. Связь возрастной психологии с другими науками. Принципы исследований в  возрастной психологии: принципы детерминизма,

объективности, единства психики и деятельности, принцип развития. Классификация методов   психологии и специфика их применения при

изучении  возрастных аспектов развития психики. Организационные методы в

 возрастной психологии (сравнительный, лонгитюдний, комплексный). Характеристика эмпирических методов  возрастной: наблюдение,анкетирование, беседа, интервью, изучение продуктов деятельности, експеримент, психодиагностические методики.

Литература [2-6; 8; 9; 11; 12; 16; 19; 24]

Тема 2. История развития возрастной психологии

Предпосылки возникновения вековой психологии как самостоятельной науки:источника  возрастной  психологии в античной философии. Естественные основы развития  возрастной психологии. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии  возрастной психологии.Развитие возрастной психологии в работах зарубежных авторов ХІХ -

начала ХХ ст. Биогенетический подход к развитию психики в онтогенез (С. Холл, К. Бюллер, Э. Клапаред и др.). Социогенетичний подход в  возрастной психологии (П. Жан, Дж. Уотсон, Дж. Дьюї, Э. Дюркгейм).Новейшие достижения в вековой психологии за границей (Ж. Піаже,А. Валлон, Дж. Брунер).Развитие возрастной психологии в дореволюционной России. Психологическая концепция К. Д. Ушинского. Возрастная психология после октябрьского переворота 1917 г. в России. Проблемы  возрастной психологии в работах П. П. Блонського, Л. С. Выготского, Д. М. Узнадзе, С. Л. Рубинштейна, О. М. Леонтьєва, Г. С. Костюка, Л. И. Божович.

Исследование в области возрастной психологии за границей (З. Фрейд,

А. Фрейд, М. Бюллер, Э. Еріксон и др.).

Литература [2-6; 8; 9; 11; 12; 16; 29; 33; 35; 36]

Тема 3. Факторы и закономерности психического развития

Понятие о психическом развитии. Соотношение понятий "развитие","созревание", "формирование", "становление". Основные закономерности развития. Анализ основных концепций психического развития.Основные факторы психического развития. Биологические условия психического развития. Деятельность и общение как условия и средства психического развития.Проблема соотношения обучения и развития. Понятие об уровнях развития ребенка. Сензитивные периоды в развитии ребенка.

   РАЗВИТИЕ - направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или

структуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с

постепенными количественными изменениями объекта (см. Эволюция);

революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (см. Революция). Выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс) и нисходящую (см. Регресс). В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых, в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы,описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

"созревание",- "формирование", "становление".

Литература [2-6; 8; 9; 11; 12; 16; 27; 29; 34]

 

Тема 4. Периодизация возрастного развития

Понятие о возрасте. Принципы и критерии возрастной периодизации. Со-

циальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и психические новообразования как критерии возрастной периодизации.

 Возрастная периодизация  Д. Б. Эльконина. Стадии социализации (А. В. Петровский). Психосексуальные стадии развития личности (З. Фрейд). Нормальная и аномальная линии развития в периодизации Э. Ериксона.

Литература [2-6; 8; 9; 11; 12; 16; 29; 34-36]

 Раздел ІІ. особенности психического развития

На разных вековых этапах

Тема 5. Психология ребенка младенческого возраста

Фаза новорожденности как особый период младенчества. Причины кризиса новорожденности. Врожденные безусловные рефлексы и их роль в развитии новорожденного. Первичное сенсорное развитие новорожденного. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления как первая социальная реакция грудного ребенка.Непосредственно-эмоциональное общение грудного ребенка со взрослыми как ведущий вид деятельности. Овладение речью в младенческий период. Сенсомоторное развитие и возникновение нагляднодействующего мышлення в младенческий период.

Литература  [2-6; 8-14; 18; 27; 35]

Тема 6. Психологическая характеристика ребенка раннего возраста.

Особенности социальной ситуации развития ребенка в раннем возрасте.

Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности в

раннем возрасте. Понятие о предметных и знаряддєві действия. Первые игры

детей.Умственное развитие в раннем возрасте. Развитие самосознания,

моральных чувств. Кризис третьего года жизни: причины, основные

поведенческие проявления.

Литература [2-6; 8-14; 18; 27; 31; 34; 35]

Тема 7. Психология дошкольного возраста.

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста. Потрет-

бы дошкольников и формирование мотивов поведения. Иерархия мотивов.

Формирование первых этических норм поведения. Развитие самосвідо-

мосту в дошкольном возрасте и формирование Я-концепции. Формирование

половой идентичности у дошкольников. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности дошкольников.

Основные тенденции развития мышления в дошкольном возрасте. Развитие наглядно-образного мышления. Формирование основ словесно-логического мышления. Развитие внимания ребенка дошкольного возраста. Особенности памяти дошкольников. Познавательное и эмоциональное воображение детей дошкольного возраста.

Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте: изобразительная и конструктивная деятельность.

Литература [2-6; 8-18; 25; 27; 34]

Тема 8. Психологические особенности младшего школьника

Специфика социальной ситуации развития младшего школьника.

Структура учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Развитие познавательных процессов и интересов младших школьников.

Развитие личности младшего школьника. Усвоение моральных

норм и правил поведения. Стадии морального развития (Л. Колберг).

Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников. Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте.

Характеристика психических новообразований в младшем школьном возрасте.

Литература [2-6; 8-13; 15-18; 20; 23; 25; 30; 34]

 




double arrow
Сейчас читают про: