Большинство французских прилагательных ставится после существительных, при этом согласуются с существительными в роде и числе, например:
un costume blanc — une robe blanche;
des costumes blancs — des robes blanches.
Есть прилагательные, имеющие две формы мужского рода.Вторая форма употребляется перед словами, начинающимися с гласной или h немого, например: un beau tableau (красивая картина) - un bel arbre (красивое дерево).
| 1 форма (муж.р.) | 2 форма (муж.р.) | Женский род |
| beau | bel | belle |
| nouveau | nouvel | nouvelle |
| vieux | vieil | vieille |
Вместе с тем есть несколько очень употребительных прилагательных, которые ставятся перед существительными. Вот некоторые из них:
| beau, bel m, belle f красивый, -ая, -ое joli m, jolie f красивый, -ая, -ое bon m, bonne f хороший, -ая, -ее grand m, grande f большой, -ая, -ое gros m, grosse f крупный, -ая, -ое; толстый, -ая, -ое petit m, petite f маленький, -ая,- ое jeune m, f молодой, -ая, -ое vieux, vieil m, vieille f старый, -ая, -ое nouveau, nouvel m, nouvelle f новый, --ая, -ое |
Например:
| C’est une petite maison. C’est un vieux monsieur. | — Это маленький дом. — Это старый господин. |
Обратите внимание на то, что если прилагательное выступает перед существительным, то неопределенный артикль множественного числа des меняется на предлог de. Сравните:
| Ce sont des maisons modernes. (Это современные дома.) | Ce sont de belles maisons. (Это красивые дома.) |
Если прилагательное оканчивается на непроизносимую согласную и выступает перед существительным, начинающимся на гласный или h немое (но не на *h), то непроизносимые согласные читаются. Например: un peti t oiseau [œ̃pti t wazo] – маленькая птица. При этом непроизносимые s, х читаются как [z], а непроизносимое d — как [t], например:un gro s homme [œ̃gro z ɔm] – крупный мужчина; de vieu x amis [devjø z ami] – старые друзья; un gran d ami [œ̃grã t ami] – большой друг.
8. Поставьте прилагательные до или после существительных. Если нужно, согласуйте их с существительными в женском роде. Обратите внимание на выделенные прилагательные, они имеют особую форму. Переведите на русский язык.
| C’est une classe (petit) | C’est un bureau (noir) |
| C’est une image (beau) | C’est un tableau (vert) |
| C’est une porte (blanc) | C’est une fenêtre (vieux) |
| C’est une fleur (joli) | C’est une armoire (gros) |
| C’est une lampe (bleu) | C’est une chaise (bas) |
| C’est une table (brun) | C’est un ordinateur (beau) |
| C’est une école (nouveau) | C’est un plafond (blanc) |
| C’est une télé (grand) | C’est un pupitre (jaune) |
Поставьте предложения во множественном числе.
Modèle: C’est un manteau vert - Ce sont des manteaux verts
C’est un vieux livre – Ce sont de vieux livres
| C’est un beau garçon | Ce sont ….. |
| C’est un chapeau gris | |
| C’est un nouveau film | |
| C’est un vieil homme | |
| C’est une bonne fille | |
| C’est un petit enfant | |
| C’est un sac rouge | |
| C’est un gros album |
10. Расспросите о каком-либо предмете школьных принадлежностей.
Modèle:
- Qu’est-ce que c’est?
- Est-ce-que c’est le crayon de Marie?
- De quelle couleur est le crayon de Marie?
- Comment est le crayon de Marie?
11. Devoir. Напишите 10 предложений с прилагательными из упражнения №1.
Leçon 5
Thème: Числительные от 1 до 16. Правила чтения числительных. Указательные и притяжательные прилагательные.
А) Прочитайте числительные от 1 до 16 по таблице №2 и запомните их.
B) Прочитайте словосочетания, используя правила чтения числительных.
Quinze crayons, trois garçons, quatre filles, dix enfants, douze lampes, seize pupitres, onze écoles, cinq fleurs, six images, neuf bureaux, deux ordinateurs, si x chaises, se p t fenêtres, huit armoires, hui t livres, di x films, treize tableaux, quatorze sacs.
2. Притяжательные прилагательные.
| m | f | pl |
| mon - мой | ma - моя | mes -мои |
| ton–твой | ta - твоя | tes -твои |
| son–его, ее | sa - его, ее | ses -его, ее |
| notre -наш | notre -наша | nos - наши |
| votre -ваш | votre -ваша | vos -ваши |
| leur -их | leur -их | leurs -их |
Французские притяжательные прилагательные ставятся перед существительными, обозначающими предмет, которым обладают, и согласуются с этими существительными в роде и числе, например:
| C’est mon portable. Это мой мобильный телефон. | Ce sont mes amis. Это мои друзья. |
| C’est ta carte. Это твоя карта. | Ce sont ses amies. Это его (ее) подруги. |
Обратите особое внимание на то, что перед словами женского рода, начинающимися на гласный или h немое (но не на *h), вместо форм ma, ta, sa используются формы мужского рода mon, ton, son, например:
| C’est mon amie. | C’est ton école. | C’est son ami. |
| Это моя подруга. | Это твоя школа. | Это его (ее) друг. |
Французские слова amie, école в этих примерах — существительные женского рода.
Непроизносимое s в притяжательных прилагательных mes, tes, ses становится произносимым и читается как [z], если последующее слово начинается на гласный или h немое (но не на *h) например:me s amis [me z ami]–мои друзья
Переведите на французский язык.
Мой компьютер, твой карандаш, ее линейка, их карта, твоя резинка, наш класс, его пенал, ваша сумка, их бумаги, наши книги, ваши записные книжки, мои ручки, твои тетради, ее фломастеры.
Ответьте на вопросы.
1) Est-ce-que c’est ton portable?
2) De quelle couleur est ton portable?
3) Comment est ton portable?
4) Est-ce-que c’est ta règle?
5) De quelle couleur est ta règle?
6) Comment est ta règle?
7) Est-ce-que cе sont tes cahiers?
8) De quelle couleur sont tes cahiers?
9) Comment sont tes cahiers?
5. Расспросите вашего товарища о любом предмете или предметах его школьных принадлежностей.
Modèle:
- Est-ce-que c’est ton crayon?
- Oui, c’est m on crayon.
- De quelle couleur est ton crayon?
- M on crayon est jaune.
- Comment est ton crayon?
- M on crayon est court.
6. Расспросите вашего товарища о любом предмете или предметах школьных принадлежностей его друзей.
Modèle:
- Est-ce-que ce sont tes crayons?
- Non, ce sont les crayons de Marie.
- De quelle couleur sont ses crayons?
- Ses crayons sont jaunes.
- Comment sont ses crayons?
- Ses crayons sont courts.






