СОДЕРЖАНИЕ
1. ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ...... 3
1.1. Планирование и необходимость планирования............................................................................................. 3
1.2. Сущность планирования, его функции и задачи........................................................................................... 6
1.3. Принципы планирования........................................................................................................................................... 7
2. методологические основы планирования....................................................................................... 9
2.1. Виды планирования (классификация планов)................................................................................................ 9
2.2. Процесс планирования............................................................................................................................................. 13
2.3. Координация планов предприятия и отраслевые особенности планирования............................ 19
2.4. Методы, способы и приемы планирования.................................................................................................... 22
2.4.1. Традиционные методы планирования............................................................................................................... 22
2.4.2. Новые методы обоснования рациональных решений................................................................................... 27
|
|
2.5. Нормы, нормативы в планировании и их разработка............................................................................... 30
2.5.1.Сущность, классификация норм и нормативов и их методы разработки............................................. 30
2.5.2. Нормы и нормативы использования средств труда.................................................................................... 33
2.5.3. Нормы и нормативы материальных затрат.................................................................................................. 34
2.5.4. Нормы и нормативы затрат живого труда.................................................................................................. 35
2.5.5. Нормы и нормативы оборотных средств....................................................................................................... 36
3.Индикативное и директивное планирование.................................................................................. 38
3.1.Сущность и содержание индикативного планирования.......................................................................... 38
3.2. Планирование на предприятии в аспекте индикативного планирования...................................... 40
4. Стратегическое планирование.................................................................................................................... 42
5. ПЛАНЫ ПО горизонту планирования (СРОКАМ ИСПОЛНЕНИЯ)................................................. 43
5.1. Программирование и бюджетирование............................................................................................................ 43
5.2. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное (оперативное) планирование............................. 43
6. ПЛАНЫ ПО УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.............................................................................. 47
4.1. Внутрипроизводственное планирование........................................................................................................ 47
7. Тэхнико-экономическое планирование (ПЛАНЫ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ).......................................................................................................................................................................................................... 49
|
|
7.5.7. Формирование минимально допустимой цены........................................................................................ 50
7.5.8. Планирование издержек производства........................................................................................................... 52
7.5.9. Методы калькуляции............................................................................................................................................. 53
8. Бизнес-планирование............................................................................................................................................ 62
8.1. Содержание и порядок разработки бизнес-плана........................................................................................ 62
8.2. Практика обоснования проектов......................................................................................................................... 64
Список рекомендуемой литературы........................................................................................................... 65
1. ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Планирование и необходимость планирования
Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: "Планировать или быть планируемым". Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.
Понятие "планирование деятельности фирмы" имеет два смысла: общеэкономический и конкретно-управленческий.
1. Общеэкономический - с точки зрения общей теории предприятия, ее природы. Планирование в этом случае выступает как антипод механизма цен (противоположность рыночному ценообразованию), т.е. механизм, который заменяет цены и рынок.
В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Предприятие как участник рыночной системы также вынуждено подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. Предприятием подобно клеткой большого организма не осознается общая роль мира рынка.
Во внутренней среде предприятия, наоборот, механизм цен вытесняется сознательными действиями предпринимателей и менеджеров, то есть она основывается на принятии плановых решений.
Так, например, работник Завода микролитражных автомобилей (к примеру): а) занят производством корпуса, а не двигателя автомобиля; б) окрашивает этот корпус в зеленый, а не в красный цвет: не потому, что такой выбор действий ему подсказала система цен, не в силу личной выгоды, а потому, что таково волевое решение руководства завода.
Таким образом, участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не зависимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.
Планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности предприятия. Это объясняется следующими высказываниями:
· ограниченные размеры предприятия позволяют контролировать действия, происходящие внутри его, и тем самым сводить к минимуму неопределенность рыночной среды;
· предприятие, применяя планирование, устраняет те издержки, которые он мог бы иметь, если бы все действия внутри предприятия совершались на основе купли-продажи: издержки, связанные со сбытом продукции; трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя и/или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, и т.п.).
2. Конкретно-управленческий. Здесь планирование - одна из функций менеджмента или видов управленческой деятельности, которое заключается в умение предвидеть будущее предприятия (цели предприятия, его результаты и ресурсы, необходимые для достижения этих результатов) и использовать это предвидение.
|
|
Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы.
1. Какова экономическая позиция предприятия на сегодняшний день, каковы итоги и условия ее деятельности?
2. Как и при помощи, каких ресурсов могут быть достигнуты цели предприятия?
Планирование – второй, после формирования целей предприятия, вид управленческой деятельности и является наиболее значимым. Один из "отцов" современного менеджмента А. Файоль отмечал: "Управлять - это предвидеть", а "предвидеть - это уже почти действовать".
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
• проясняет возникающие проблемы;
• стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
• улучшает координацию действий в организации.
• создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
• увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
• способствует более рациональному распределению ресурсов;
• улучшает контроль в организации.
Некоторые связывают с планированием достижения высоких величин оборота, прибыли, других финансовых показателей, но опыт показывает, что большой успех и быстрый рост показателей очень часто не связан с планированием (скорее всего это следствие предпринимательского таланта, решительного руководства предприятия).
Исследование, проведенное английским специалистом по планированию Р. Финном, подтверждает тезис о слабой взаимосвязи крупного успеха с применением планирования. Он исследовал целый ряд английских фирм: как крупных, так и мелких, как высоко-, так и низкодоходных. Результаты исследования приведены в табл. 1.
Таблица 1.1 – Принципы планирования
Таблица показывает:
Последствия применения планирования
| Продолжительность опыта планирования в годах | Число фирм (случаев) | |||||
<2 | 2 -5 | 6 - 10 | >10 | ||||
Крупный успех | 0 | 0 | 3 | 3 | 6 | ||
Успех | 3 | 13 | 19 | 19 | 54 | ||
Ограниченный успех | 0 | 19 | 16 | 5 | 40 | ||
Неудача | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Число фирм (случаев) | 3 | 32 | 38 | 27 | 100 |
- успех приносит долговременный опыт планирования (по крайней мере, такой опыт, который превышает 2 года), то есть серьезный и настойчивый подход к применению планирования;
- планирование в большинстве случаев не приводит к особо крупному успеху (эта взаимосвязь наблюдается лишь в 6 случаях из 100);
- в целом планирование создает скорее преимущества, чем отрицаетльные эффекты, даже если определить ограниченный успех как относительную неудачу, положительные последствия относятся к отрицательным как 60 к 40 случаям.
Провалы советской экономики в прошлом обусловлены не принципом плановости и не централизацией управления, а полнейшим застоем некогда неплохо функционировавшей плановой системы, что вызвано догматизмом государственного и политического аппарата, не допускавшего отступлений от застывших доктрин (догматизм – мышление, опирающееся на установленные мнения (догмы), на положения, признаваемое неизменным, несмотря на изменение объективных условий развития). Для предприятия не имеет значения, какой орган планирует его работу: собственный плановый отдел или отдел министерства. Важными являются лишь критерии, по которым оценивается работа предприятия.
Тезис «Рынок исключает планирование» ничем не обосновано. В конкурентной борьбе во избежание потери потребителей рынок вынуждает производителей и продавцов тщательно планировать свою деятельность. Причем управлением деятельностью предприятия (в том числе и планированием) должны заниматься не собственники имущества, а квалифицированные специалисты – менеджеры..
Эффективность функционирования планирования в развитых странах подтверждается следующим примером. Менеджеры концерна «ФИАТ» используют непрерывное, сквозное планирование деятельности всех связанных с ним подразделений, причем план составляется сроком на 5 лет. При этом менеджеры концерна "Фиат" добиваются непрерывного сквозного планирования работы всех связанных с ним подразделений, в том числе сторонних поставщиков материалов и комплектующих частей. Пятилетние планы концерна "Фиат" непосредственно увязываются с текущим и оперативно-производственным планированием. По завершении каждого года 5-летнего долгосрочного плана он корректируется на следующие 5 лет с учетом фактических результатов работы концерна в прошедшем году. Второй год становится первым, а пятый - четвертым. К последнему дополняется еще один плановый год, дополняя «пятилетку». Таким образом, непрерывно корректируя долгосрочные планы, концерн постоянно имеет перспективу на пятилетку.
Метод «точно в срок», заключающийся в планировании поставки потребителю сырья, материалов и комплектующих изделий по точно установленному графику прямо на линии обработки зародился и функционирует в Японии – в развитой стране с рыночной экономикой. Работа «с колес», которая в России является работой в аварийном режиме, там считается передовым методом.