Координация планов предприятия и отраслевые особенности планирования

 

Среднее, а тем более крупное предприятие имеет, на первый взгляд, несовместимый конгломерат различного рода подразделений: десятки цехов разнообразного профиля; десятки отделов, лабораторий; сотни разноименных профессий, которые по горизонтали почти или совершенно не связаны между собой. Например, участок плавки, участок формовочно-заливочных операций (ФЗО); участок термофинишной обработки (ТФО); фабрика обогащения песка; шихтовый двор; модельный цех; химическая лаборатория; ремонтно-механическое хозяйство; ремонтно-энергетическое хозяйство; бухгалтерия; экономический отдел; отдел разработок и подготовки производства; стержневой участок и прочие отделы и участки.

Их усилия планомерно объединяются единой конечной целью планирования. В плане поэтапно устанавливаются все необходимые вертикальные и горизонтальные связи между подразделениями на весь планируемый период (см.рис.2.6).

 

       1.1            1.2              1.3  1.4 1.5                      1.6       1.7

 

Подразделения

                   2.1                    2.2        2.3                                    2.4 

предприятия

                       3.1                                3.2                                  3.3

         
   


                                                                 

Цель          

Рис. 2.7. Примерная схема взаимодействия различных подразделений на предприятии.

Разнопредметные планы отдельных подразделений, отличные как по функциям назначения, так и в пределах определенного назначения (например, план производства стержней, форм, моделей, отливок, жидкого сплава и т.д.) на крупном предприятии, в конечном счете, сводятся в единый комплексный план (например, план производства годного литья). Это успешно осуществляется на основе проведения координации планов (координация – согласование, приведение в соответствие, расположение в порядок).

В соответствии с целью планирования (например, совершенствовать процесс производства автомобилей марки КамАЗ – 65115 в объемах 10 000 шт) выбираются или устанавливаются приоритеты планирования ( количественные и качественные показатели ). Основными обычно являются показатели, связанные с выполнением финансового плана и программы выпуска и реализации продукции.

Взаимная корректировка при расхождении планов различных служб предприятия осуществляется оперативно на протяжении всего периода разработки и реализации комплексного плана.

Многообразие отраслевой и территориальной специфики, а также значительные различия в организации производства и управления на ма­лых и крупных предприятиях обусловливают различие структуры планов и сроков, на которые они разрабатываются.

Основной объективной причиной различий периода планирования является главным образом разная продолжительность жизненного цикла выпускаемой продукции, что, в свою очередь, определяется сложностью и размерами затрат, связанными с ее заменой.

Если, допустим, оперативно-календарный план перевозки пассажиров наземным и воздушным транспортом составляется в часах и минутах, то в сельском хозяйстве, геологоразведке и в других отраслях оперативно-календарные планы составляются в сутках, декадах, месяцах.

Для швейной фабрики годовой план — это, по сути, долгосрочный план, а для предприятий тяжелого машиностроения, металлургического производства, судостроения долгосрочные планы охватывают 5 — 10 лет и более.

В частности, замена платья устаревшего фасона более модным, как правило, не связана с большими затратами покупателя. Задача поставщика — не отстать от спроса. Этим объясняются укороченные сроки планирования, которые учитывают изменения рыночной конъюнктуры.

Иная картина в тяжелом машиностроении, где производится, допустим, оборудование для электростанций, нормативный срок службы которого составляет 30 лет и более.

Чем дороже и сложнее изделие, тем выше требования к его качественным характеристикам, а это увеличивает сроки проектирования, изготовления и доводки изделия до нужной кондиции.

Замена устаревшей турбины на действующей электростанции связана с огромными затратами средств и времени, с возможностью потери части клиентуры. Поэтому владелец электростанции, прежде чем сделать покупку, тщательно изучает поставщиков и выбирает самое оптимальное по качественным характеристикам и цене изделие. Для того чтобы предложить такое изделие, поставщик ведет исследования в области турбиностроения, выполняет опытно-экспериментальные работы, анализиру­ет качество материалов и надежность технологии, ищет пути снижения себестоимости продукции. Эта подготовительная работа занимает до 2 — 3 лет и более.

Изготовление громоздких и сложных машин и агрегатов, как правило, невозможно форсировать. Некоторые их детали требуют длительной обработки, естественного "старения", т. е. длительного вылеживания между технологическими операциями.

Таким образом, период изготовления сложной оригинальной турбины для электростанции, начиная от идеи и получения заказа и заканчивая отгрузкой готового изделия потребителю, составляет 3 года — 5 лет и более. На весь указанный период составляется план работ, в котором подетально описываются все этапы и виды пред­стоящих работ, время их выполнения, а также расходы материальных ресурсов, труда и денег.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: