МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал Образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социальной психологии и коррекционной педагогики
| Утверждаю Проректор по учебной работе Е.Г. ЗАМОЛОЦКИХ (подпись, расшифровка подписи) “____”______________20.… г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
ПСИХОЛОГИЯ»
__________________________________________
(код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки
___________________практическая социальная психология_____________________
(наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Академический бакалавр
Форма обучения
___________заочная_________
| Рекомендовано Ученым советом МПСУ (протокол № ___ от __________20___г) | Одобрено кафедрой Социальной психологии и коррекционной педагогики (протокол № ___ от __________20___г) |
Брянск 2015
Рецензент
Кандидат биологических наук, доцент Ноздрачева Е.В.
Рабочая программа дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» /сост. С.Е. Егорова – Брянск: филиал НОУ ВПО «МПСУ», 2015. - 54 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части математического и естественнонаучного цикла студентам заочной формы обучения по направлению подготовки 37.03.01Психология в 1 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01Психология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г. № 946.
Составитель ____________________ С.Е. Егорова
01.09.2015 г. (подпись)
Содержание
| с. | ||
| 1 | Цели и задачи освоения дисциплины………………………......... | 4 |
| 2 | Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......………................ | 4 |
| 3 | Требования к результатам освоения содержания дисциплины.... | 4 |
| 4 | Содержание и структура дисциплины (модуля)....……................ | 6 |
| 4.1 | Содержание разделов дисциплины................................................. | 6 |
| 4.2 | Структура дисциплины.................................................................... | 15 |
| 4.3 | Лабораторные работы………………………………....................... | 17 |
| 4.4 | Практические занятия (семинары)....………..…............................ | 17 |
| 4.5 | Курсовой проект (курсовая работа)................................................ | 20 |
| 4.6 | Самостоятельное изучение разделов дисциплины………............ | 21 |
| 5 | Образовательные технологии.......................................................... | 23 |
| 5.1 | Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……..………………………………………. | 25 |
| 6 | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.............................................................. | 26 |
| 7 | Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля).......... | 52 |
| 7.1 | Основная литература………….………………………................... | 52 |
| 7.2 | Дополнительная литература………………………..................... | 53 |
| 7.3 | Периодические издания.....……...……….…………...................... | 52 |
| 7.4 | Интернет-ресурсы............................................................................. | 53 |
| 7.5 | Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий...........………………………..... | 53 |
| 8 | Материально-техническое обеспечение дисциплины…............... | 54 |
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы»:
- дать представление о важнейших структурах центральной нервной системы, объединяющей деятельность всех органов и систем организма, с принципами организации и функционирования нервной системы человека и отдельных морфологических частей нервной системы, и взаимодействии с окружающей средой и являющейся материальным субстратом всех поведенческих и психических реакций.
- познакомить с основными общебиологическими понятиями об органичной и неразрывной связи между строением и функцией изучаемых анатомических структур
- познакомить с современными теориям и методами, применяемыми в наиболее важных отделах анатомии ЦНС.
Задачи:
- усвоение основных понятий и медицинских терминов, раскрывающих структурные особенности нервной системы.
- систематизация знаний, раскрывающих характер морфологических и функциональных особенностей ЦНС.
- формулирование личностного отношения студента к анатомии нервной системы, как к науке, служащей фундаментом для физиологии ЦНС, физиологии ВНД, психофизиологии психологии и ряда других дисциплин.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к дисциплинам базовой части учебного цикла Б2.Б.01 – Математический и естественнонаучный цикл в 1 семестре. Базовые дисциплины: «Современные концепции естествознания», «Введение в психологию».
Данная дисциплина является базовой для дисциплин профессионального цикла: «Общей психологии», «Нейрофизиологии», «Психофизиологии», «Возрастная и клиническая психологии», «Зоопсихология и сравнительная психология», а также для дисциплин вариативной части профессионального цикла по профилю «Физиологии ВНД и СС», «Антропологии».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК):
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
б) общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).
в) профессиональных (ПК):
практическая деятельность:
способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
· знать основы клеточного строение нервной системы и функции клеточных элементов ЦНС – нейронов и глиальных элементов;
· знать строение спинного мозга как низшего органа ЦНС наряду с строением рефлекторных дуг соматической и вегетативной нервных систем и пониманием принципов построения сегментарного и надсегментарного аппаратов спинного мозга;
· хорошо ориентироваться в строении высших отделов конечного мозга – подкорковых образований больших полушарий и особенно корковых структурах больших полушарий;
· овладеть основной анатомической терминологией и понимать значение производных психологических понятий;
· строение отделов ствола мозга, ретикулярной формации, базальных ганглиев, мозжечка и больших полушарий головного мозга; черепно-мозговых нервов;
· строение вегетативной нервной системы и сопутствующих образований ЦНС;
уметь:
· уметь идентифицировать отдельные структуры ЦНС и знать их взаиморасположение на рисунках и схемах в научной и учебной литературе
· уметь обосновать психические явления с позиции анатомии нервной системы;






