| № раз-дела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
| 1 | Введение в анатомию нервной системы | Тема 1.1. Значение нервной системы для объединения деятельности всех органов и систем организма в его взаимодействии с внешней средой. Преимущества нервного механизма регуляции по сравнению с гуморальным. Основные этапы развития науки об анатомии нервной системы. Представление о нейронной организации строения нервной системы. Тема 1.2. Нервная ткань. Основные свойства нервной ткани — возбудимость и проводимость, их специфические формы. Структурные основные компоненты нервной ткани — нервные клетки (нейроны) и нейроглия. Тема 1.3. Структурное деление нервной системы на центральный (спинной и головной мозг) и периферическую (нервы, нервные узлы и сплетения, нервные окончания). Функциональное деление нервной системы на соматическую и вегетативную. Условность деления нервной системы на отделы, тесная взаимосвязь и взаимодействие всех подразделений нервной системы. | Отчет по практическим работам. Проверка конспектов. Устный опрос |
| 2 | Нейрон, нервная ткань | Тема 2.1. Нейрон — основная структурно-функциональная единица нервной системы. Специфические свойства нейрона. Нейронная теория. Основные части нейрона: тело (сома), аксон, дендриты — их роль в деятельности нейрона. Особенности ультраструктуры нейрона (система мембран, эндоплазматический ретикулюм, ядро, митохондрии, рибосомы, нейрофибриллы, вещество Ниссля). Тема 2.2. Разнообразие типов нейронов: уни-, би-, мультиполярные. Особенности строения центральных и периферических нейронов. Разнообразные типы нейронов ЦНС: мозжечковые нейроны (корзинчатые клетки, клетки Пуркинье), нейроны коры больших полушарий (пирамидные, зернистые, веретеновидные и др.). Моторные, чувствительные и вставочные нейроны. Функциональное деление отростков нейронов: рецепторные, эффекторные, межнейрональные. Функциональное значение деятельности нейронов с длинными и короткими аксонами. Тема 2.3. Нейроглия. Особенности строения, эмбрионального развития и функций микро- и макроглии в деятельности ЦНС. | Отчет по практическим работам. Проверка конспектов. Устный опрос |
| 3 | Филогенез и эмбриогенез нервной системы человека | Тема 3.1. Эволюция строения, нервной системы в ряду животных. Основные типы строения нервной системы беспозвоночных: диффузная, диффузно-узловая, узловая. Централизация и цефализация нервной системы в ходе эволюции. Развитие различных частей ЦНС в связи с развитием соответствующих органов чувств. Тема 3.2. Последовательные стадии закладки и развития нервной системы в эмбриогенезе человека. Образование нервной пластинки, стадии формирования нервной трубки. Производные нервного гребня — спинальные, вегетативные, черепно-мозговые ганглии, паутинная и мягкая оболочка мозга, клетки мозгового вещества надпочечников, меланоциты. Основные производные дорзальной области (крыловидная пластинка) нервной трубки — чувствительные и ассоциативные элементы нервной системы, вентральной (базальная пластинка) области — моторные. Формирование 3 и 5 первичных мозговых пузырей. Рост и дифференцировка различных отделов головного и спинного мозга в ходе эмбрионального развития. Формирование оболочек мозга и желудочков головного мозга. | Отчет по практическим работам. Проверка конспектов. Устный опрос |
| 4 | Анатомия спинного мозга. Спинномозговые нервы. | Тема 4.1. Эмбриогенез и общий план строения спинного мозга. Внешний вид спинного мозга. Метамерность строения спинного мозга, расположение белого и серого вещества, строение сегмента спинного мозга. Оболочки спинного мозга: твердая, паутинная, сосудистая. Центральный канал, спинно-мозговая жидкость. Тема 4.2. Серое вещество спинного мозга Чувствительные и двигательные ядра спинного мозга. Ретикулярная формация спинного мозга. Шейное и поясничное утолщения. Вентральные и спинальные корешки, спинно-мозговые ганглии. Белое вещество спинного мозга. Тема 4.3. Проводящие пути спинного мозга. Собственный аппарат спинного мозга — основные пучки. Важнейшие восходящие (афферентные) и нисходящие (эфферентные) проводящие пути спинного мозга и их значение для функционирования нервной системы и всего организма. Перекрест восходящих и нисходящих путей спинного мозга. Спинно-мозговые нервы: задняя, передняя, оболочечная и соединительная ветви. Важнейшие функции спинного мозга — рефлекторная и проводниковая | Отчет по практическим работам. Проверка конспектов. Устный опрос |
| 5 | Анатомия головного мозга. Черепные нервы. | Тема 5.1. Развитие головного мозга: стадия трех мозговых пузырей (передний мозг, средний мозг, ромбовидный мозг). Стадия пяти мозговых пузырей (конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг). Отделы головного мозга. Топография серого и белого вещества в головном мозгу. Тема 5.2. Ствол мозга. Сходство и различие в строении со спинным мозгом. Отделы ствола мозга и их строение. Желудочки мозга. Тема 5.3. Черепные нервы. Особенности строения черепных нервов, их сходство и различие со спинномозговыми нервами, области иннервации и функциональная характеристика. I, II и VIII пары черепных нервов, особенности их строения и связи с органами чувств. III, IV и VI пары черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. V пара – тройничный нерв, его ветви, области иннервации. VII пара – лицевой нерв; иннервация мимических мышц. X пара – блуждающий нерв; области иннервации. IX, XI и XII пары черепных нервов, области иннервации. Тема 5.4. Продолговатый мозг: расположение, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Сосудодвигательный и дыхательный центры. Мост: расположение, строение, роль в осуществлении связей между полушариями головного мозга и мозжечком. Средний мозг: расположение, отделы (крыша, покрышка, базис), топография серого и белого вещества, связи с другими отделами центральной нервной системы. Подкорковые центры зрения и слуха в крыше среднего мозга. Локализация и функциональное значение красного ядра и черной субстанции. Ретикулярная формация ствола мозга и ее функциональное значение. Мозжечок: строение, связи с другими отделами центральной нервной системы; функции мозжечка. Тема 5.5. Промежуточный мозг. Отделы (таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус, субталамус), особенности их развития и строения, основные группы ядер, связи с другими отделами центральной нервной системы. Функции промежуточного мозга. Гипоталамус как высший подкорковый центр регуляции вегетативных функций и формирования эмоций. Локализация питьевого, пищевого и полового центров и центров биоритмальной активности организма в ядрах гипоталамуса. Гипофиз, его передняя и задняя доли; роль гипофиза в управлении эндокринной системой организма. Тема 5.6. Конечный мозг. Отделы, особенности развития в связи с формированием высших психических функций и сознательной деятельности человека. Топография серого и белого вещества в конечном мозге. Полушария головного мозга (большой мозг): серое и белое вещество полушарий, доли, борозды и извилины. Кора большого мозга. Понятие о цито- и миелоархитектонике коры. Модульная организация коры большого мозга. Локализация центров анализаторов в коре полушарий головного мозга. Латерализация функций в полушариях мозга человека. Центры артикуляции и восприятия речи (зоны Брока и Вернике), центры письменной речи и чтения. Тема 5.7. Базальные ядра головного мозга. Локализация, строение, связи с другими отделами центральной нервной системы. Стриопаллидарная система, ее роль в регуляции движений. Лимбическая система как комплекс образований конечного, промежуточного и среднего мозга. Основные структурные компоненты, роль в мотивации поведения, механизмах памяти и обучения. Тема 5.8. Проводящие пути головного и спинного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные пути. Афферентные (восходящие пути): экстероцептивные пути (пути болевой и температурной чувствительности, пути тактильной чувствительности); проприоцептивные пути (мышечно-суставное чувство, чувство давления и веса). Эфферентные (нисходящие) – двигательные пути. Пирамидная система и ее роль в регуляции сознательных движений; локализация ее центров в предцентральной извилине и парацентральной дольке. Передний и боковой кортико-спинальные пути. Экстрапирамидная система и ее роль в бессознательной координации движений; локализация ее центров в разных отделах головного мозга (ретикулярные ядра и нижние оливы продолговатого мозга, вестибулярные и ретикулярные ядра моста, мозжечок, красные ядра, верхние и нижние бугры четверохолмия среднего мозга, базальные ядра конечного мозга). Руброспинальный нервный путь как основной эфферентный путь экстрапирамидной системы. | Отчет по практическим работам. Проверка конспектов. Устный опрос |
| 6 | Вегетативная (автономная нервная система) | Тема 6.1. Общая характеристика вегетативной (автономной) нервной системы, ее значение для координации работы внутренних органов, регуляции обменно-трофических процессов во всех тканях и органах и поддержания гомеостаза. Характерные черты строения вегетативной (автономной) нервной системы, отличающие ее от соматической: очаговость локализации вегетативных ядер в центральной нервной системе; скопление тел эффекторных нейронов в виде ганглиев (узлов); двухнейронность нервного пути от вегетативного центра к рабочему органу. Тема 6.2. Симпатическая и парасимпатическая части автономной нервной системы, особенности строения, функции, взаимосвязь, топография основных центральных и периферических отделов. Черепно-мозговые нервы, входящие в состав вегетативной (автономной) нервной системы. | Отчет по практическим работам. Проверка конспектов. Устный опрос |
| 7 | Анатомия анализаторов | Тема 7.1. Понятие об анализаторах и органах чувств. Анализатор: определение, виды (зрительный, слуховой, вестибулярный, кожно-двигательный, обонятельный и вкусовой анализаторы), отделы (особенности рецептора, проводящие пути, представительство в центральной нервной системе). | Отчет по практическим работам. Проверка конспектов. Устный опрос |
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетных единиц 2 (72 часа)
| Вид работы | Трудоемкость, часов | |||||
| Заочная Ф.О. (3,5 года на базе СПО) | Заочная Ф.О. (5 лет) | Заочная Ф.О. (4 и 3,5 года на базе ВПО) | ||||
| № семестра | Всего | № семестра | Всего | № семестра | Всего | |
| Общая трудоемкость | 1 | 72 | 1 | 72 | 1 | 72 |
| Аудиторная работа: | 1 | 4 | 1 | 8 | 1 | 6 |
| Лекции (Л) | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 4 |
| Практические занятия (ПЗ) | 1 | 2 | 1 | 4 | 1 | 2 |
| Лабораторные работы (ЛР) | ||||||
| Самостоятельная работа: | 1 | 50 | 1 | 64 | 1 | 66 |
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) | ||||||
| Реферат (Р) | ||||||
| Эссе (Э) | ||||||
| Самостоятельное изучение разделов | 1 | 20 | 1 | 20 | 1 | 30 |
| Контрольная работа (К) | ||||||
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.), | 1 | 30 | 1 | 44 | 1 | 36 |
| Подготовка и сдача экзамена | ||||||
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | 1 | зачет | 1 | зачет | 1 | зачет |
Содержание дисциплины (Модуля) (перечень основных тем (разделов) с указанием количества занятий по каждой теме и каждому виду занятий) СРОК ОБУЧЕНИЯ – 5 лет
| № раз- дела | Наименование разделов | Количество часов | |||
| Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | ||||
| Л | ПЗ | ЛР | |||
| 1 | Введение в анатомию нервной системы | 8 | |||
| 2 | Нейрон, нервная ткань | 0,5 | 9 | ||
| 3 | Филогенез и эмбриогенез нервной системы человека | 0,5 | 9 | ||
| 4 | Анатомия спинного мозга. Спинномозговые нервы | 1 | 2 | 10 | |
| 5 | Анатомия головного мозга. Черепные нервы | 1 | 2 | 10 | |
| 6 | Вегетативная (автономная нервная система) | 0,5 | 9 | ||
| 7 | Анатомия анализаторов | 0,5 | 9 | ||
Содержание дисциплины (Модуля) (перечень основных тем (разделов) с указанием количества занятий по каждой теме и каждому виду занятий) СРОК ОБУЧЕНИЯ – 4 года и 3,5 года на базе ВПО
| № раз- дела | Наименование разделов | Количество часов | |||
| Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | ||||
| Л | ПЗ | ЛР | |||
| 1 | Введение в анатомию нервной системы | 9 | |||
| 2 | Нейрон, нервная ткань | 0,5 | 9 | ||
| 3 | Филогенез и эмбриогенез нервной системы человека | 0,5 | 9 | ||
| 4 | Анатомия спинного мозга. Спинномозговые нервы | 1 | 1 | 10 | |
| 5 | Анатомия головного мозга. Черепные нервы | 1 | 1 | 10 | |
| 6 | Вегетативная (автономная нервная система) | 0,5 | 9 | ||
| 7 | Анатомия анализаторов | 0,5 | 10 | ||
Содержание дисциплины (Модуля) (перечень основных тем (разделов) с указанием количества занятий по каждой теме и каждому виду занятий) СРОК ОБУЧЕНИЯ – 3,5 года на базе СПО
| № раз- дела | Наименование разделов | Количество часов | |||
| Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | ||||
| Л | ПЗ | ЛР | |||
| 1 | Введение в анатомию нервной системы | 5 | |||
| 2 | Нейрон, нервная ткань | 5 | |||
| 3 | Филогенез и эмбриогенез нервной системы человека | 0,5 | 5 | ||
| 4 | Анатомия спинного мозга. Спинномозговые нервы | 0,5 | 1 | 10 | |
| 5 | Анатомия головного мозга. Черепные нервы | 0,5 | 1 | 10 | |
| 6 | Вегетативная (автономная нервная система) | 0,5 | 5 | ||
| 7 | Анатомия анализаторов | 10 | |||
Лабораторные работы
Не предусмотрены планом.






