IV. Организация режима дня во время дистанционного обучения

Домашнее задание.

Ознакомьтесь с материалом, выполните вопросы для самопроверки (устно).

Режим дня.

План работы.

 I.Определение режима дня

II.Режим дня и труд школьника

III. Наиболее важные аспекты построения режима дня.

IV. Организация режима дня во время дистанционного обучения.

I.      Мы уже поговорили об основных факторах сохраняющих здоровье человека, они взаимосвязаны между собой, не исключением является и режим дня.

Давайте вспомним, что же такое режим дня.

 Режимэто оптимальное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года.

Большое значение для здоровья имеют продолжительность сна, время отхода ко сну и пробуждения, количество и время приёмов пищи, двигательная активность и активный отдых. Важно заблаговременно настроить организм на определённый вид деятельности: тогда в процес включаются все его системы и органы, обеспечивающие успешную работу.

  Таким образом, основными составляющими (элементами) режима дня являются:

Режим питания

Режим сна и бодрствования.

Режим работы (учебная, трудовая деятельность) и отдыха

Режим двигательной активности (физический труд, занятие физическими упражнениями).

 

 Рассмотрим важность режима на примере системы пищеварения.

Вид пищи, её запах вызывают условно-рефлекторное отделение слюны, желудочного и поджелудочного сока. Активизируется деятельность печени и поджелудочной железы, усиливаются кровообращение и двигательная активность кишечника. Скоординированную деятельность пищеварительной системы обеспечивают определённые структуры головного мозга, так называемые центр голода и центр насыщения. Несоблюдение режима питания приводит к нарушению функций этих центров, к снижению или к повышению аппетита, что может привести к нарушению обмена веществ.

II.Режим дня и труд школьника

Мы помним, что для школьников всех возрастов очень важно соблюдение режим дня.

Труд школьника многообразен. В его трудовую деятельность входят учёба, занятия в секциях и кружках, выполнение домашних поручений (помощь родителям, сестрам, братьям, другим родственникам, уход за домашними животными, уборка квартиры, мытьё посуды, покупка продуктов и т. д.), приобретение необходимых трудовых навыков (шитьё, вязание, приготовление пищи, стирка и т. д.). Все эти нагрузки и обязанности требуют рациональной организации труда и отдыха, учитывающей возраст, особенности роста и физического развития подростков.

Учёба – это умственная деятельность, относящаяся к числу наиболее трудных. Она требует напряжения клеток коры головного мозга, ограничения в движениях и позах. Это приводит к напряженной работе одних групп мышц при полной бездеятельности других. Длительная и интенсивная умственная деятельность может вызвать утомление.

Умственное утомление проявляется в ослаблении внимания, снижении продуктивности труда (увеличении числа ошибок, времени на выполнение задания), появлении рассеянности, отвлечении от основной деятельности, двигательном беспокойстве и даже в головной боли и бессоннице. Нервно-эмоциональные перегрузки, лежащие в основе утомления, ухудшают работу различных органов и систем. При этом в первую очередь у людей умственного труда страдает сердечно-сосудистая система. Однако утомление при любой деятельности – это естественное состояние, которое можно предупредить и снизить системой различных мер. Прежде всего нужно правильно сочетать трудовую деятельность с отдыхом.

Если этого не делать, то утомление может принять хронический характер и перейти в переутомление, с которым справиться сложнее: могут потребоваться продолжительный отдых и даже лечение. Начальными признаками переутомления считают: снижение успеваемости, потерю аппетита, плаксивость, раздражительность, нарушение сна. Причинами переутомления обычно бывают неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, игнорирование гигиенических требований к режиму дня.

Работоспособность подростков меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, учебного года в соответствии с биологическими ритмами организма, состоянием здоровья и другими факторами.

Обратите внимание!

Наиболее благоприятно для всякого рода работы дневное время. Особенно высок уровень работоспособности организма в утренние часы (с 8 до 12). Затем наступает некоторое его снижение. Повторное его повышение происходит с 16 до 18 часов. В вечерние часы функции организма значительно снижаются, а время начала новых суток сопровождается самой низкой работоспособностью.

В начале урока, недели, четверти, учебного года работоспособность учащихся, как правило, несколько снижена. Она постепенно выходит на оптимальный режим работы на втором-третьем уроках, в середине рабочей недели, четверти или года. Затем постепенно идёт на спад. Это говорит о начинающемся утомлении. Чтобы утомление не сказалось на состоянии здоровья, надо стремиться активным отдыхом восстановить свои силы.

III. Наиболее важные аспекты построения режима дня.

Мы должны помнить что, несмотря на то, что каждый человек уникален, есть определенные биологические и санитарно-гигиенические нормы, соблюдение которых способствует сохранению здоровья. Соответственно и наш режим дня должен быть приближен к этим нормам.

Каковы же основные правила и нормы построения своего режима дня вспомним еще раз:

1.Сон -одна из важнейших естественных потребностей организма. Для девятиклассника его продолжительность должна быть около 9 часов (для взрослого человека около 8 часов). Причем рекомендуется засыпать не позже 23.00 часов, так как, по мнению многих исследователей в эти часы (с 22.00,23.00 до 02.00, 03.00), сон наиболее полезен для организма. Конечно, в современном мире информационных технологий (телевидение, интернет) бывает иногда сложно соблюдать эти рекомендации. Кроме того нужно учитывать индивидуальную предрасположенность к суточной активности (выделение групп так называемых «жаворонков», «сов», «голубей»- используя дополнительные источники вы можете подробнее узнать об этих группах). Тем не менее, мы должны помнить, что недосыпание и несоблюдение режима сна может привести к очень серьезным последствиям для здоровья человека.

2.Питание- с прошлого урока где мы говорили о сбалансированном питании, мы можем вспомнить, что пищеварительная система человека настраивается на определенный режим приема пищи и лучше справляется со своей задачей, если мы принимаем пищу примерно в одно и то же время. Важна и так называемая кратность питания, то есть 3-4 разовый прием пищи в сутки (в случаи некоторых заболеваний желудка рекомендуется и большая кратность питания). Причем наибольшее количество энергии от пищи лучше получать во время обеда, на втором месте по количеству энергии(калориям) должен быть завтрак, на третьем ужин. Помним, что следует избегать обильных приемов пищи не менее чем за 2.5-3 часа до сна, особенно это касается жирной, жаренной и высококалорийной пищи (например, мясные продукты, орехи, грибы и др.) и тонизирующих напитков (кофе, крепкий чай).

Работа и отдых

Наиболее важными правилами в отношении учебной деятельности является правильное распределение нагрузки: сначала письменные задания средней сложности, затем самые сложные, в конце выполнять более простые устные задания.

Каждые 20-30 минут устраивать короткий отдых, делать упражнения для разминки мышц и упражнения для глаз. При выполнении длительных и сложных заданий устраивать периоды отдыха, с небольшими прогулками по свежему воздуху, выполнением несложных физических упражнений или физической активностью. Полезно чередовать периоды умственного труда и физическую активность. После занятий в школе требуется 2-3 часа отдыха, чтобы дальше приступить к выполнению домашнего задания.

 

IV. Организация режима дня во время дистанционного обучения.

Во время дистанционного обучения у школьников могут возникнуть проблемы с организацией правильного режима дня. В это время не менее важно соблюдать режим, чем во время посещения школы, чтобы хорошо усваивать учебный материал и при этом не переутомляться. Вот некоторые рекомендации, которые помогут организовать свою работу во время дистанционного обучения.

1.Вставать и ложиться примерно в одно и то же время. Между подъемом и началом учебы должно быть не менее 60 минут, чтобы успеть нормально, проснуться, сделать зарядку позавтракать и быть готовым к учебе.

2. Четко выделять время на учебные занятия, приближенные к урокам по обычному школьному расписанию в данный день.

3.Использовать ежедневник (можно в электронном виде), в который записывать важные дела, которые необходимо сделать в течение дня.

4.Обязательно делать перерывы между занятиями(как перемены по 10-20 минут).Делать перерыв для отдыха между основным временем дистанционной учебы и выполнением домашних заданий, больше дышать свежим.

5.Стараться выполнять домашние задание каждый день. Распределить время в течении недели, выполнять домашние работы последовательно, чтобы не нужно было выполнять сразу много заданий не выполненных в прошлые дни.

6.Правильно организуйте рабочее место. Проследите чтобы вам было удобно находится за экраном компьютера, под рукой находились нужные сегодня для уроков учебные материалы (письменные принадлежности, тетради,учебники,книги).Проследите чтобы вам было удобно смотреть на монитор вашего компьютера  и  вести записи в тетради.

7.На основе предыдущих рекомендаций составить примерный распорядок дня, который стараться выполнять

Помним, что находится за компьютером без перерыва, можно для учащихся 5-7 классов не более 20 минут, 8-11классов не более 25 минут. Далее следует сделать короткий перерыв и встать из-за компьютера и сделать гимнастику для глаз, например, такую:

— быстро поморгать, закрыть глаза, медленно считая до 5 — повторять 5 раз;

— крепко зажмурить глаза и считать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль, посчитав до 5;

— посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6, каждое упражнение выполнять по 4-5 раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: