III. Великие религии древнего Востока

РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА

Краткое содержание дисциплины

ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предлагаемый курс посвящается научному рассмотрению соотношения религии и культуры в истории человечества, значения религии в развитии мировой культуры. Поэтому в наши задачи не входят ни апология религиозной веры, ни «разоблачение» религии в духе так называемого научного атеизма, который на самом деле был довольно вульгарным атеизмом.

Религиозные феномены наблюдаются с первых шагов архаической культуры и на протяжении огромных эпох развиваются нераздельно с культурой. Более того, религия является формообразующим началом всякой культуры, ибо охватывает системы табу (зародыш морали), этиологию мира (зародыш науки), магические обряды и искусство. Все архаическое искусство (танец, пещерная живопись, резьба из кости, петроглифы) было сакральным.

Наш курс не имеет философского характера, а потому не затрагивает такого колоссального вопроса как причина возникновения религии, равно как и природы религиозного чувства. Наши цели скромнее, они лежат в области культурологии, они приближены к общеобразовательным задачам филологического факультета. Как в лоне религии формировались основополагающие культурные (и особенно художественные) ценности?

Материалом курса в идеале должны быть все крупные религии мира и главные культурные ареалы, однако такой охват в пределах одного семестра недостижим, и поэтому в программу входят главным образом великие исторические религии древнего Востока, олимпийская религия и три мировых религии: буддизм, христианство, ислам. Всякий раз особо рассматривается их культурологическая роль.

С исторической точки зрения, наибольший интерес представляют эпохи становления религий или эпохи культурных переломов, дающих начало новому развитию. Последующее развитие культур дается лишь обзорно. Несколько подробнее рассматриваются религиозный аспект русской культуры, потому что эта проблематика непосредственно связана с изучением русского фольклора и русской классической литературы. По специфическим особенностям нашей республики, повышенное внимание уделяется также ис трии ислама и его культуры.

Сразу же отметим особую нацеленность курса на крупнейшие памятники религиозного искусства, мифологии и литературы. Собственно богословская проблематика религий нами не затрагивается, поскольку она относится к другой, не светской науке. Для научного изучения все религии равноправны и чувства всех верующих равно уважаемы.

II. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИОЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Палеолит - великая эра становления человечества. Первые попытки осмысления мира и жизни. Диффузность (смешанность, нерасчлененность) первобытного мышления, когда человек очень слабо отделял себя от природы, землю от неба (космоса) и жизнь от смерти.

Появление погребальной обрядности как первый признак зарождения предрелигиозных верований. Смерть как продолжение жизни (захоронения покойников с оружием и с орудиями труда). Покойник как отчасти живой, способный влиять на жизнь своих детей. Духи умерших как покровители рода. Зарождение культа предков.

Магия как технология охотничьей удачи. Ограничения охоты (весьма целесообразные для сохранения экологических систем) и уважение к животным. Представления о родстве человека с животными. Понятие животного-предка: тотем и тотемическая обрядность. Тотемизм как примитивная религия охотничьей эры и его связь с культом предков; суть тотемизма - не поклонение зверям, а понимание происхождения группы людей от одного тотемного предка (ворона, волка, медведя), сплачивающее родовой коллектив. Сплочение, объединение людей - внутренняя цель любой религии.

Неолитическая революция и начало земледелия. Культ Земли и ее отождествление с матерью. Все люди - дети Земли; в то же время пахарь, сеятель - супруг Земли. Так называемый «комплекс Эдипа» - результат глубокой архаики, он намного древнее мифа об Эдипе. Представление о Земле как о матери-супруге. Первый закон морали – запрет инцеста (запрет близкородственных браков). Культы плодородия и архаические изображения беременных женщин («палеолитические Венеры»). Содержание древнейшего изобразительного искусства - животные (объекты охоты) и женщины-матери.

Экспансия веры в духов. Постепенная выработка технологии общения с духами (танец и верчение, доводящее до экстаза). Анимизм -минимум религии; шаманизм - первая практика общения с духами. Сочетание человеческих и звериных черт в представлениях о духах, сохранявшееся во многих древних религиях.

Накопление и обмен, появление богатства. Выделение родовой знати и рождение веры в случайное неравенство имуществ (богатство, ниспосланное внешними, высшими силами). Появление понятия «Бог», обозначавшее прежде всего «податель благ». Ср. этимологию русских слов «богатый» и «убогий», украинского «небога» (бедный, несчастный). Появление мифов Творения и представлений о боге, сотворившем весь мир. Отсутствие мифов о сотворении мира в ряде религий (например, в буддизме). Жертвоприношения богам. Выделение шаманства и жречества. Религиозность как условие благополучия. Понятия религиозного подвига и греха. Возникновение гимна, молитвы, благодарения богам и искупительных обрядов.

III. ВЕЛИКИЕ РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

Древнекитайские религии. Шаманизм, культ гор и рек; человеческие жертвоприношения. Постепенное усиление культа Неба (император - «сын Неба»). Мифологические образы феникса и дракона (хозяина вод). Обрядовые игры с бумажными драконами, летающими по воздуху («воздушный змей»).

Религиозная скульптура и живопись. Религиозно-моралистическая реформа Кун Фу-цзы (Конфуций, 551-479 до н.э.) и рационалистическая критика мифов. Учение Кун Фу-цзы (книга «Лунь юй») как моральный фундамент национальной государственности, одна из основ всей китайской культуры, которую называют «культурой конфуцианской целесообразности». Сложность и противоречивость древнекитайского религиозно-культурного развития: даосизм как оппозиция конфуцианству и утопия о возврате к докультурной чистоте (пассивное слияние с природой). Трагическая эпоха китайской истории - деспотизм Цин Ши-Хуана. Успех буддизма как ответ Китая на террор и насилие.

Древнеиндийские религии. Во II тысячелетии до н.э. аборигенное население древней Индии, принадлежавшее к экваториальной (черной) расе, подверглось арийскому завоеванию. Сильные племена ариев, пришедшие из Ирана, завоевали большую часть Индии и дали начало новому этническому и религиозно-культурному синтезу. Арии были носителями ведической религии, которая была зафиксирована в священных книгах - ведах (слово «веда» обозначало знание). Суть этой религии - поклонение природным стихиям, неопределенность мифологическихобразов, олицетворяющих стихии, магия, сложная обрядность, жертвоприношения (в том числе человеческие).

Постепенный синтез ведической религии с местными культами (например, с культом ядовитых змей) и с богами чернокожих аборигенов (напр., покровитель стад - пастушеский бог Кришна); возникновение древнеиндийской религии - брахманизма, объединившей все разноплеменное население Индии. Боги аборигенов и боги индоариев, сведенные в единый пантеон; индийская тримурти (триада высших богов) - Брахма, Вишну, Шива. При этом Брахма - творец мира, четырехликий и четырехрукий (изображался восседающим на лебеде); Вишну - бог- охранитель, благожелательный к людям; его аватары (перевоплощения) - Кришна и Рама. Наконец, Шива - это бог-разрушитель, великий убийца в ожерелье из черепов, воплощенный принцип отрицания; его традиционные статуи изображают шестирукого бога, который пляшет над трупом ребенка. Он называется Шива Натараджа, т.е. царь космического танца. Пока Шива танцует, вращается мир. Таким образом тримурти диалектична: отрицание - необходимая ступень в процессе развития.  

Брахманизм догматизировал социальную структуру индоариев - деление всего общества на варны (касты), но вместо троичного деления создал четверичное (брахманы, кшатрии, вайшия и шудра; первые две - господствующие варны). Люди, стоявшие вне варн, не считались людьми («неприкасаемые»). Браки заключались только внутри варн. Социум получил строгую религиозную форму, что со временем стало тормозом всякого развития.

Учение о переселении душ (сансара). Любые несчастья в жизни человека - кара за грехи прежней жизни. Пассивность и фатализм брахманистской религии. Очень высокая оценка аскетизма и медитации.

Высокое развитие культуры брахманизма: храмовая и дворцовая архитектура, скульптура, музыка. Ранний расцвет философии, языкознания и математики в древней Индии. Градостроительство. Эпическая поэзия.

Равнодушие к человеку - одна из главных черт брахманизма. Вытекающие из этой ситуации духовные искания, которые в дальнейшем привели к буддизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: