VIII. Древнееврейская религия и становление монотеизма

 

Древнееврейские племена, относившиеся к семитским народам, занимались кочевым скотоводством в северо-западной части Аравийского полуострова, между Сирией и Египтом; в конце II тысячелетия до н.э. двенадцать еврейских племен объединились и образовали единое царство, боровшееся против воинственных соседей. Первым еврейским царем был Саул; ему наследовал его зять Давид, завоевавший город Иерусалим и сделавший его столицей страны; третьим царем стал Соломон, сын Давида, прославленный мудрец. После его смерти государство распалось: северные евреи - это царство Израиль, южные - Иудея (со столицей в Иерусалиме). Это случилось в 928 до н.э.

Именно объединительный процесс породил иудейскую религию (иудаизм, иначе «религия Моисея»). До нее у нищих кочевников-евреев царил тотемизм. Каждое племя имело свой тотем; например, тотемным покровителем центрального племени бени-Йехуда (собственно иудеев) считался лев, а были и такие тотемы, как бык, змея, козел. При слиянии племен в один народ на смену этим тотемам пришла идея единого Бога, который не имеет никакого физического облика и остается невидимым. Согласно мифу, только один человек 14 встречался с Богом: на горе Синай с ним говорил пророк Моисей, с тех пор прозванный «Боговидцем».

Еврейское единобожие (монотеизм) - первый феномен такого рода в истории религий, не считая неудачной попытки Эхнатона в Египте. Сначала евреи верили, что их Бог - наилучший: он заключил с ними договор, или завет (по-еврейски «берит»), по которому они служат только Ему одному, а за это Он их наградит и возвысит. У других народов - свои боги. Дальнейшее развитие иудаизма привело к тому, что все чужие боги были объявлены ложными, а Бог евреев - единственным, исключительным Богом, творцом мира и человека.

Имя этого Бога - Яхве; оно было строжайше табуировано, вместо него произносили «Адонаи» (Господь). В отличие от языческих мифов других народов, Яхве не имел ни жены, ни родства, ни потомства. Богоизбранный народ называется Израиль, и он есть как бы «коллективный Сын Бога». Яхве - суровый отец и не раз наказывал свой народ за грехи и пороки. В иудаизме зафиксировалась строго патриархальная мораль. Каждое утро верующий иудей в молитве благодарил Бога за то, что создан мужчиной, а не женщиной.

Иудаизм характеризуется строгой регламентацией быта, включая пищевые запреты (абсолютное табу на свинину, табу на вкушение крови; при убиении скота или птицы выпускается вся кровь). Обычай обрезания крайней плоти у новорожденных мальчиков - общий у всех семитских народов, включая арабов и древних египтян. Местопребыванием Бога древние евреи сначала считали Ковчег Завета, который носили с собой в походах и кочевьях, а на стоянках хранили в особом шатре. Позже Соломон построил великолепный храм в Иерусалиме - единственный Дом Бога. Других храмов евреи не имели, ибо Бог один, Завет один, и его хранилище только одно. Для молитв они собирались в молитвенные дома (синагоги).

Древнееврейская культура сложилась под влиянием двух великих культурных центров древности - Египта и Месопотамии. О египетском плене и об Исходе повествует великая эпопея, входящая в состав еврейской Библии (Ветхого Завета); из Египта евреев вывел Моисей. Позже, в пору упадка иудейской государственности, евреи претерпели вавилонский плен; из него их освободил персидский царь Кир, который разрешил им вернуться на родину и восстановить разрушенный храм. В благодарность евреи провозгласили Кира мессией (избавителем). Греческое слово «мессия» происходит от еврейского «малка машиах», что значит «царь-помазанник» (помазание благовонным маслом заменяло евреям обряд коронации царя).

Еврейская художественная культура практически не сохранилась, живопись и скульптура не получили развития, об архитектуре судить трудно, ибо Второй Храм был тоже разрушен(римлянами в 70 г. до н.э.). Иудейский культ сопровождался вокальной музыкой. Блестящая религиозная поэзия древних евреев и их лирическая поэзия вошли в Ветхий Завет.

Вообще этот народ певцов и сказителей обладал огромным даром слова. В течение тысячи лет народ творил одну книгу - Библию. Она стала вторым базисом европейской культуры наряду с античностью. Эта великая книга имеет всемирноисторическое значение.

Ее пафос - свобода и правда. Библия настолько «юридична», что на ее страницах пророки (как Иона) и страстотерпцы (как Иов) дерзают вступать в спор с богом или задавать ему тяжелые вопросы о царящих в мире зле и несправедливости. В Библии впервые заявлена утопия вечного мира и предрекается время, когда человечество сможет «перековать мечи на орала».

Со времен вавилонского плена древнееврейская религия внутренне перестраивается: она оказывается единственной религией, целиком ориентированной на будущее. Евреи живут в ожидании мессии, т.е. царя-избавителя, который вернет им национальную государственность и возвысит над всеми народами. Такая вера помогала народу переносить унижение и рабство. К концу I тысячелетия до н.э. у евреев возникает вера в бессмертие души, складываются представления о рае и аде, возникает эсхатология (религиозное учение о будущем конце мира). Таким образом, ядро иудейского вероучения содержит ряд элементов, позже вошедших в христианство и ислам.

Праотцом всех евреев Библия называет патриарха Авраама, выходца из Ура Халдейского (города в Месопотамии). Один из его сыновей стал родоначальников всех арабов, Таким образом, Авраам (он же Ибрахим) — общий предок евреев и арабов. Христиане также почитают Авраама. Поэтому иудаизм, христианство и ислам называются в науке «авраамическими религиями». Точнее говорить, что это монотеистические религии.

После завоеваний Александра Македонского иудейская религиозно-культурная замкнутость была разрушена. Иудаизм подвергся влиянию эллинизма с его характерным смешением языков и религий. На Ближнем Востоке распространились культы умирающих и воскресающих богов (Осирис, Таммуз, Адонис). Иудаизм дробится намножество сект, появляются новые странствующие пророки. Кризис иудаизма подготавливает почву для новой религиозного синтеза. В Иудее рождается Йешуа, сын Иосифа и Марии, по-русски Иисус Христос.

Христос - греческое слово (хрисма - мазь): оно является переводом древнееврейского «машиах» (помазанник). В фигуре Йешуа современники (точнее, часть их) усмотрели сбывшееся пророчество: Он и есть долгожданный мессия, Царь - Освободитель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: