V. Древнеегипетская религия

 

«Египет - дар Нила»: зажатый в Нильской долине между двух раскаленных пустынь, он создал древнюю аграрную цивилизацию. Урожаи египетской пшеницы зависели не от дождей (в стране их практически не бывает), а от ежегодных разливов Нила. Понятно, что Нил (Хапи) - один из египетских богов.

Сначала страна делилась на области (номы) со своим богом- покровителем в каждом городе. Божества тотемного происхождения сохраняли свой животный облик (бык, кошка, крокодил), но в основном приобрели черты миксантропизма (так называется смешение человеческих и звериных черт). При объединении страны в одно царство боги отдельных номов были сведены в общий пантеон, однако в нем в разные эпохи получал преобладание тот или иной бог, в зависимости от того, какой город становился столицей страны. Характерен культ Солнца (бог Ра, позже слившийся с богом Амоном). Царь древнего Египта назывался «сыном Амона», личность его была священной.

Для египетской религии особенно важно представление о жизни после смерти. Поэтому в Египте очень рано развилось искусство бальзамирования трупов и их сохранения в виде мумий; последние часто заключались в деревянные саркофаги, с портретной маской на лице мумии. Маска изображала живое лицо, а против глаз и носа мумии в маске проделывались небольшие отверстия, чтобы покойник мог видеть свет и дышать.

Культ мертвых сочетался с верой в загробное воздаяние: в царстве мертвых особый суд оценивает жизнь, прожитую покойником, взвешивает его добрые дела и грехи. Утверждение моральной оценки каждой человеческой жизни - это уже признак высокой культуры.  

Действительно, культура древних египтян добилась ошеломляющих успехов. Видимо, именно в Египте зародилась химия как наука. Египтяне были замечательными строителями, ирригаторами, техниками. У них начала развиваться металлургия, но при этом на выплавку металла были вырублены пальмовые леса, в стране не осталось деревьев, и металлургия исчезла. Они создали блестящую лирическую поэзию, гимнографию, повествовательную литературу (сюжет о Золушке зародился в древнем Египте), однако от всего этого богатства остались немногочисленные фрагменты, так как папирус, на котором они писали, - недолговечный материал. Прекрасная живопись на стенах храмов и дворцов. Музыка.

Полнее всего для потомков древнеегипетская культура выражается в колоссальных каменных сооружениях - пирамидах, большинство которых сохраняется поныне. Это каменные гробницы фараонов, но погребальная камера с мумией фараона занимает очень небольшой объем в колоссальном теле пирамиды. Самая знаменитая из пирамид - это пирамида фараона Хеопса в Гизе - около 147 метров в высоту. Для гробницы самой по себе такие колоссальные размеры избыточны. Происхождение пирамид, как и вавилонских зиккуратов, связано с космологическими культами (устремленность к небу). Пирамиды и зиккураты - это как бы искусственные горы, с помощью которых древние стремились сакрализовать плоские ландшафты своих равнин (всемирный культ гор; священные горы - это сами по себе божества).

Строительство пирамид (3-2-е тысячелетия до н.э.) серьезно подорвало экономику Египта и в дальнейшем было прекращено. В египетской религии центральное место занял культ Осириса, страдающего бога; изображения Осириса, его жены Исиды и их сына Гора составили триаду и были необычайно популярны на закате египетской истории. Согласно мифу, Осирис был убит и расчленен злым братом Сетом; верная жена Исида собрала по всем номам Египта разрубленные части тела Осириса, сложила их вместе и оживила мужа. Далее Осирис стал судьей душ в загробном мире. Итак, культ Осириса - это почитание умирающего и воскресающего бога; аналогичные культы были и в Передней Азии, это типично аграрные культы (смерть и воскресение бога, реже богини - символизация сельскохозяйственного цикла).

Психоаналитик Эрих Фромм в XX веке определил древний Египет как «некрофильскую цивилизацию» (некрофилия - труполюбие). Зачарованность смертью - не главная ее черта; много 9 важнее эзотеризм знания (наука - монополия жрецов), ведущий к застою, и национальный консерватизм как определяющая идеология. Именно она обусловила крах реформы фараона Эхнатона (Аменхотепа IV, 1368 - 1351 до н.э.), который попытался заменить египетский политеизм новой религией, культом одного бога Атона. Женой царя- реформатора была знаменитая красавица Нефертити, изображения которой поныне считаются одним из чудес искусства. Египет не принял реформы Эхнатона.

В дальнейшем застой и упадок Египта привели к завоеванию его иноземцами и к угасанию оригинальной древней культуры, вытесненной сначала эллинизмом, а затем христианством. В этих новых культурных синтезах неявно сохранялось огромное древнеегипетское наследие. VI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: