XI. Средневековое христианство и становление европейской культуры

 

Разделение Римской империи на Западную и Восточную, их разные исторические судьбы. Крах Западной Римской империи. Варварские королевства. Процесс христианизации варваров. Закат античной культуры.

Восточная (Византийская) империя. Император Юстиниан, его завоевания. Зиждитель собора Агиа-София в Крнстантинополе и неудавшийся реставратор целостности всей империи; несбыточность его планов, социальная нестабильность. Расхождения между двумя половинами христианства: претензии епископов города Рима на главенство во всей Церкви; относительная политическая независимость папства; сращенность греческой церкви с государством, так наз.«византийская симфония» («созвучие»), на практике означавшая подчинение патриарха императору.

Роль великих монастырей Запада в сохранении культуры. Объединение варварских монархий в религиозно-единую Западную Европу. Зарождение европейской культуры (синтез христианства, античного наследия и германских традиций). Развитие торговли (ярмарки), выделение крупных новых центров политики и культуры (Париж, Лондон и др.). Империя Карла Великого и ее быстрый распад.

Кризис иконоборства в Византии. Иоанн Дамаскин как защитник иконопочитания. Иоанн Златоуст как народный кумир. Его конфликт с константинопольским двором. Постепенное взаимоудаление церквей Рима и Константинополя, их споры.

Гнетущий характер средневекового католицизма: диктатура Церкви, страх перед Богом, массовый фанатизм. Массовые психозы Средних веков. Ожидание близкого светопреставления и Страшного Суда; «Великий Страх» 1000 года. Рабство личности.

Раскол христианства: взаимное проклятие римского папы и константинопольского патриарха (1054 г.). Разделение христианства на римско-католическую и греко-православную церковь. Борьба между ними.

Крестовые походы. Взятие Иерусалима крестоносцами (1099 г.); истребление всего населения города. Реванш ислама (отвоевание Иерусалима султаном Салах-эд-дином, 1187 г.). Борьба римских пап с германскими императорами. Конечное поражение крестоносцев (1270). Влияние Востока на Европу.

Примитивизм представлений о Средневековье как о «Темных веках», как о провале в истории культуры. Культурные новации Средних веков. Церковная архитектура (византийский и романский стиль). Грегорианский хорал как начало европейской музыки. Религиозная живопись (фрески, иконы). Христианизация варварских мифов и феодальный эпос («Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде» и др.). Философия и схоластика.

Рождение готического стиля и новая религиозность. Вертикализм готической архитектуры как воплощение порыва к небу, чистой религиозной экзальтации. Жизнелюбивое христианство Франциска Ассизского. Рационализм Фомы Аквинского. Расцвет городов как предпосылка Возрождения. Красочность жизни, охарактеризованная в книге И. Хейзинги «Осень Средневековья» (1919).

Постепенное ослабление папства и подъем национальной государственности в Европе. Кризис в Италии и его отражение в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Первые европейские университеты.

Эпидемия «черной смерти» (бубонной чумы 1347 - 1351), убившей треть населения Европы. Закат феодальной системы. Крах рыцарства.

Великие достижения средневековой культуры. Ее историческая ограниченность. Народные ереси и проявления свободомыслия. Зачатки индивидуализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: