XII. Возрождение и Реформация

 

Кризис европейского феодализма и эпоха географических открытий. Жажда знаний, жажда нового, жажда богатства. Зарождение нового чувства жизни, повышение ценности человеческой личности. Гуманизм. Индивидуализм как необходимая форма гуманизма.

Культурный взрыв во Флоренции XV века и затем - по всей Италии. Падение Константинополя (1453), бегство византийской культурной элиты в Италию, интерес к греческому языку и античной классике. Эпоха Возрождения в Западной Европе (Ренессанс).

Реабилитация чувственности, плотской любви и телесной красоты. Перевес земной жизни над потусторонней. Скептицизм. Выветривание религиозных ценностей. Освобождение людей от страха. Эмансипация от норм религиозной морали, замена ее культом героев и гениев. Ренессансный титанизм, ничем не ограниченный расцвет личности, порожденный им аморализм. Искусство как главная область критики средневекового мировоззрения.

Гуманистическое переосмысление тематики религиозного искусства (Рафаэль, Микеланджело). Переоценка техники (Леонардо да Винчи, Френсис Бэкон). Рождение новой медицины (Амбруаз Паре, Парацельс, Везалий).

«Северное Возрождение» (исторически более позднее). Его открытая враждебность диктатуре римско-католической церкви и феодальной анархии (Шекспир).

Предпосылки Реформации. Особое положение Германии. Начало Реформации (31 октября 1517 г.). Жизнь и личность Мартина Лютера (1483 - 1546). Противоречивость его деятельности и его учения. Его бунт против торговли индульгенциями, против формализма средневековой веры, против претензий церкви на руководство исторической жизнью наций, против их подчинения папству.

Постепенная формулировка «третьей христианской религии» - протестантизма. Противоречивость лютеранской доктрины, смешение в ней революционизирующих и консервативных элементов. Заявленное Лютером право любого верующего на свободный анализ и толкование Св. Писания и в то же время вражда к разуму. Борьба Лютера против средневековой схоластики и в то же время - против свободной мысли Возрождения (его нападки на Коперника). Ненависть Лютера к ренессансному титанизму: «Господь противоборствует высоким деревьям». Разрыв с папством. Лозунг независимости светской власти от Церкви. Секуляризация церковных земель. Перевод Библии.

Положение о спасении души «только верой» (личным религиозным чувством), отменяющее необходимость посредничества Церкви. Отмена католической обрядности, целибата духовенства, украшений, культа икон и статуй. Прославление труда. Уничтожение идеалов аскетизма, безбрачия и пассивной медитации. Активизм протестантской религии. Создание «дешевой церкви», где культ сводится лишь к проповеди и музыке.

Фаталистическое деление всех людей на предызбранных ко спасению и обреченных на вечную гибель; непостижимость Божьего замысла. Отсюда: житейский и деловой успех - признак избранности (богаты те, кого любит Бог). Значит, экономическое преуспеяние - религиозная цель протестанта. Трудолюбие протестантов, сокращение числа праздников. Протестантизм - самая буржуазная религия.

Религиозные войны и победа Реформации на большей части немецких земель, в Голландии, скандинавских странах. Женевский вариант протестантизма - кальвинизм. Революционные течения в Реформации.

Королевская Реформация в Англии (Генрих VIII Тюдор). Образование англиканской церкви, во главе которой стоит король. Движение пуритан в Англии.

Конечная победа Реформации в странах германской расы; ускоренное развитие капитализма в этих странах, особенно в Голландии, Англии и затем Пруссии. Экономическое отставание стран, в которых победила католическая реакция. Объяснение этого феномена в книге немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), открывшего влияние религии на экономику: в протестантизме материальный успех личности, ее обогащение становится как бы религиозным долгом, и люди посвящают жизньисполнению этого долга. Протестантизм - самая «практичная» религия.

Ее наивысшие успехи были достигнуты в Англии (в XIX веке Великобритания была богатейшей державой в мире), а затем в США. Французский социолог Алексис де Токвиль: «Любовь к богатству - в сердцах всех американцев».

Своеобразие протестантской культуры: в ней наука и техника получают явный перевес над искусством. Промышленная революция в Англии. Утилитарная эстетика, развитие рынка художественных изделий. Музыка - единственное искусство, получившее развитие благодаря Реформации (взлет немецкой музыки в XVIII - XIX веках).

 Эпическая поэзия протестантов (Джон Мильтон, Клопшток и др.). Расцвет английского нравоописательного романа XVIII века: литература сентиментализма (Ричардсон, Руссо, молодой Гете). Протестантский неогуманизм в Германии.

Романтизм как бунт против протестантского практицизма. Постепенная реконструкция внутри протестантизма, его динамика. Заслуги протестантских церквей в борьбе против рабства негров в США и против нацизма в Германии.

Сложность, многосоставность и относительная терпимость внутри протестантской религии. Библейская критика. Свобода исторического исследования религии в протестантских странах. Протестантский компромисс религии и науки.

Процветание американской государственности, созданной протестантами, покинувшими Англию из-за религиозных преследований. Основные религиозные организации протестантизма в США (баптисты, методисты, квакеры). Их определяющая роль в американской культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: