Недельная учебная нагрузка общеобразовательных учреждений распределяется на 5 или 6 календарных дней

Гимназии (классы) и лицеи (классы), классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях или специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, с профильным обучением работают по 6-дневной учебной неделе, за исключением 1 классов.

По согласованию с территориальными органами и учреждениями госсаннадзора при условии выполнения требований п.п. 145, 149 настоящих Санитарных правил и норм допускается организация уроков с учащимися 1 - 4 классов в классах с изучением иностранного языка на повышенном уровне и в классах с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической и спортивной направленности в режиме 5-дневной учебной недели.

                                                                                                  Таблица 1

Классы

Максимально допустимая недельная учебная нагрузка, (час)

 

Общеобразовательные школы, школы-интернаты

Для лицеев (классов), гимназий (классов), школ (классов) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях

Для классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности

По государственному компоненту учебного плана* С учетом школьного компонента**
1 2 3 4 5

при 5-дневной учебной неделе

 

  1 19 21 22 23

при 5-дневной учебной неделе

 

при 6-дневной учебной неделе

2 20 22 23 26
3 21 23 24 27
4 22 24 25 28
5 26 28 30 33
6 27 29 31 34
7 27 29 31 35
8 28 30 32 36
9 29 31 34 37
10 30 32 35 38
11-12 30 34 36 38

Примечания.

       * Государственный компонент является обязательным для учащихся всех типов общеобразовательных учреждений.

       **Школьный компонент определяет количество часов, которые дополнительно могут использоваться учреждением для изучения отдельных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, курсов по выбору, организации поддерживающих, стимулирующих и факультативных занятий, проведения общественно полезного труда. Школьный компонент не является обязательным для учащихся.

    Обучение учащихся в гимназиях осуществляется с 5 по 12 класс, в лицеях – с 11 по 12 класс, в классах сповышенным уровнем изучения иностранного языка - с 1 по 4 класс, с углубленным уровнем изучения иностранного языка – с 1 по 12 класс, отдельных учебных предметов – с 8 по 12 класс, специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности – с 1 по 12 класс.

       153. Занятия по школьному компоненту в 1 - 5 классах организовываются при наличии заявлений родителей, в остальных классах – заявлений учащихся.

При обучении в общеобразовательных учреждениях по 5-дневной учебной неделе, а также при 6-дневной в классах с изучением специальных предметов художественно-эстетической направленности, между обязательными уроками и занятиями по школьному компоненту должен предусматриваться перерыв (не менее 30 минут) на обед и отдых.

В классах с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической и спортивной направленности на повышенном и (или) углубленном уровнях за счет часов школьного компонента, часть из них может проводиться в сетке расписания уроков по государственному компоненту за счет часов физической культуры и здоровья, музыки, отечественной и мировой художественной культуры и др.

В санаторных школах-интернатах школьный компонент должен составлять не более 1 часа в неделю в каждом классе. Занятия по школьному компоненту, коррекционно-реабилитационному компоненту (лечебная физкультура, лечебное плавание, музыкально-ритмические занятия) проводятся вне сетки учебных занятий. Часть коррекционно-реабилитационных занятий может проводиться за счет часов физической культуры и здоровья и трудового обучения (технологии), предусмотренных государственным компонентом учебного плана.

Учебная нагрузка должна быть рационально распределена по дням недели. Расписание уроков должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности предметов согласно приложению 12. Максимальная учебная нагрузка должна быть в дни наибольшей физиологической работоспособности: вторник, среда – при 6-дневной учебной неделе, вторник, среда или пятница (вторник, среда – в начальных классах) – при 5-дневной учебной неделе. Не следует планировать проведение уроков по учебным предметам, требующим большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, физика, химия и т.п.), в понедельник и субботу.

156. В расписании уроков в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного и статического напряжения (математика, письмо) с учебными предметами, включающими двигательные и динамические компоненты (физическая культура и здоровье, танец, музыка, изобразительное искусство и т.п.).

Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не следует проводить на первом и последнем уроках.

157. Допускается объединение двух уроков:

трудового обучения (технологии), информатики, а также уроков физической культуры и здоровья при выполнении программы по лыжной подготовке;

при изучении учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях в 8-12 классах (кроме уроков физической культуры и здоровья);

при изучении учебных предметов в объеме 1 часа в неделю в 11-12 классах;

при проведении лабораторных и контрольных работ.

158. Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем общеобразовательного учреждения, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в понедельник и субботу. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках.

159. Продолжительность перемен между уроками во всех классах должна быть не менее 10 мин, после второго урока - 30 мин (вместо одной большой перемены допускается после второго и третьего уроков устраивать перемены по 20 мин). При организации занятий во вторую смену допускается сокращение большой перемены до 20 мин. Длительность перерыва между сменами должна быть не менее 20-30 мин.

В санаторных школах (школах-интернатах) во время большой перемены должны быть организованы 20-30 минутные прогулки на открытом воздухе; уроки по устным предметам рекомендуется проводить на открытом воздухе (при температуре не ниже +10ºС).

В середине каждого урока (кроме уроков физической культуры и здоровья, танцев, музыки) должны проводиться физкультурные паузы, физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения. С целью профилактики утомления органа зрения следует проводить комплексы упражнений для глаз (или офтальмотренажи) по методикам согласно приложениям 7, 8 и другим, рекомендованным Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

160. Уроки информатики должны проводиться в специально оборудованных кабинетах, открытых по согласованию с территориальными органами и учреждениями госсаннадзора.

Занятия с видеотерминалами должны быть организованы в соответствии с СанПиН 9-131 РБ 2000.

161. Двигательный режим учащихся должен обеспечиваться системой взаимосвязанных, направленных на удовлетворение биологической потребности в движениях, организационных форм физического воспитания, которые включают:

уроки физической культуры и здоровья;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня, в том числе занятия ритмикой;

внеклассные формы занятий физической культурой и спортом;

внешкольную спортивно-массовую работу;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: