Генеральный план 1819 Г

Светлана Семенова

Бельские просторы. №5 2006

Как возникла Уфа

ГОРОД НА УДОБНОМ МЕСТЕ

Вопрос о причинах возникновения Уфы остается дискуссионным. Можно выделить две политические причины: стремление Московского государства закрепиться на территории добровольно присоединившейся в 1554—1557 гг. Башкирии и желание самого башкирского народа иметь на своей земле укрепленный пункт.
Дата постройки крепости остается спорной (1574 г. или 1586 г.). Уфа является первым русским городом-крепостью, расположенным в историческом и географическом центре Башкортостана.
В XVII—XVIII вв. Уфа последовательно являлась местом управления Уфимским уездом в составе Казанской губернии (1586—1715 гг.), Уфимской провинцией в 1717—1784 гг. (1744—1781 гг. в составе Оренбургской губернии), Уфимским наместничеством (1782—1796 гг.). Наместничество было переименовано в Оренбургскую губернию, центр которой перенесли в Оренбург. Удобное географическое положение внутри Оренбургской губернии (образована в 1744 г.), охватывавшей территорию Южного Урала и Приуралья, явилось решающим фактором при переносе губернского центра в 1802 г. из Оренбурга в Уфу. Наличие в губернии двух крупных городов, по моему мнению, способствовало соперничеству между двумя «столицами», а следовательно, и замедлению темпов строительства общественных зданий в Уфе.
Место, на котором был построен город, находилось на территории одного из крупнейших башкирских племен мин. Возможно, от башкирского слова «уба», что означает «кочевье», «холм», и произошло название города.
Многие историки считают, что Уфимский полуостров являлся центром Башкирии как до нашествия монголо-татар, так и в период пребывания ее в составе Золотой Орды. По некоторым данным, до принятия башкирами российского подданства на месте Уфы находилась ставка хана Ногайской Орды, а на противоположном берегу р. Белой в XV в. проводились башкирские съезды. Имеются документальные свидетельства, подтверждающие, что для постройки Уфы потребовалось согласие башкирских племен.
Судя по археологическим данным, Уфимский полуостров был заселен уже в эпоху мезолита. Красивое и удобное место, земельные угодья, леса, близость к реке сделали его одной из наиболее обжитых территорий края. Полуостров богат археологическими памятниками. Полнее всего представлен мезолит, эпоха железа (XIII—VII вв. до н.э.), меньше — эпоха бронзы (начало II тысячелетия до н.э.). Имеется несколько могильников эпохи Великого переселения народов (III—V вв. н.э.) и кочевых народов (VIII—X вв.).






РЕЧНАЯ ПАНОРАМА

Так называемым фасадом Уфы является речная панорама со стороны р. Белой. В XVI—XVIII веках она имела ярусную структуру, создавая эффект «амфитеатра», по которому были расставлены церкви.
Первые зарисовки панорамы Уфы принадлежат членам Оренбургской экспедиции (1734—1735 гг.) во главе с И.К.Кириловым. Тогда было проведено первое научное картографирование Уфы. П.Паллас — член Оренбургской экспедиции Российской Академии наук (1769—1770 гг.) — видел в 1769 г. панораму Уфы уже без монастырей: «От шести до семи сот беспорядочно разсеянныя жилища на правом берегу р. Белыя, окружают обширную ямину».
В XIX веке речная панорама расширилась. На панорамных фотоснимках со стороны р. Белой видно, что на возвышении с восточной стороны был выстроен Благовещенский женский монастырь с пятиглавым храмом (постройка 1867 г.) (ул. Сочинская, 10), а на западе — Воскресенский кафедральный собор на Соборной площади (постройка 1841 г.) (ныне на этой территории находится Башдрамтеатр на ул. Фрунзе). Первый находился на высоте 15 метров от уровня реки, другой — 75 метров. За последним открывался высокий обрыв, по которому спускались к реке деревянные избы Архиерейской и Труниловской слобод, напоминая застройку горных поселений.
Самые подробные, на мой взгляд, описания панорамы Уфы начала XX века сделал М.А.Круковский в статье «Южный Урал: Путевые очерки», изданной в Москве в 1909 году. Он писал, что гора, на которой раскинулась Уфа, довольно «высока (500 футов). Центральная часть находится на ровном месте, от нея идут, спускаясь к реке, улицы. В городе масса зелени, которая придает ему красивый, нарядный вид. Около губернаторских зданий раскинулся тенистый громаднейший парк. В некоторых местах город кончается на берегу крутым обрывом, но на этом обрыве лепятся маленькие избушки татарской бедноты и рабочих. Когда стоишь на самом берегу обрыва и смотришь вниз, эти избушки кажутся просто игрушечными коробками, и странным кажется, почему оне не обрушаются вниз в Белую, как оне держатся? С птичьего полета видны крыши, виден весь план дворика. А еще ниже, обоймляя берег Белой, видны на берегу лодки в виде ореховой скорлупы. Через реку перекинут довольно низкий и узкий мост (...) дальше дома опускаются по отлогому склону стройными рядами прямо к реке: то старая часть Уфы. Невдалеке здесь пароходная пристань, около которой стоят пароходы. Отсюда начинается пароходное сообщение вплоть до Казани (...) Отсюда с реки открывается общий вид на Уфу (...) улицы бесконечно длинны, а одна из них, Центральная, проходя по верху горы, буквально пересекает весь город».

ОТЫЩЕТСЯ ЛИ «УФИМСКОЕ БАРОККО»?
(предположения и догадки)

Уфа — ровесница Самары, Саратова, Тобольска, Царицына. В XVII—XVIII вв. в этих городах возводились здания в стиле барокко, поэтому справедливо предположить, что и в нашем городе должны были быть постройки этого стиля.
Мечту ученых найти свидетельства существования «уфимского барокко» в 1970-е гг. подкрепила московский историк Н.Ф.Демидова. Она провела историко-градостроительное исследование, используя документы XVIII в. Уфимской приказной избы (утрачены документы приказа Казанского дворца, осуществлявшего управление Башкирией в XVI—XVIII вв.). К сожалению, Демидова нашла только краткое описание некоторых зданий XVI—XVIII вв. и планы города с обозначением местоположения построек, но не обнаружила архитектурных чертежей их фасадов.
Другие исследователи также пытались выяснить что-либо о постройках XVI—XVIII вв. по имеющимся геодезическим планам, сделанным в XVIII—XIX вв. За отсутствием картографических данных (русские крепости строились без проекта, по «росписям») о планировке и застройке города XVI—XVII вв. можно судить по сведениям XVIII в. Инструментальная съемка русских городов с целью их перепланировки производилась с 1762 г. комиссией И.Бецкого (орган при Сенате). Вероятно, в это время она была сделана этой экспедицией и для Уфы и в 1780 г. была использована архитектором И.Тоскани для составления проекта регулярного плана города.
Надеемся, историкам удастся отыскать в архивах чертежи или рисунки построек XVI—XVIII вв., и мы увидим образцы не только уфимского барокко и классицизма, но и предшествующей архитектуры. А пока нам остается довольствоваться только описанием расположения этих древних сооружений. Но и в нем присутствуют неточности, так как до XIX в. планы города составлялись без соблюдения масштаба, поэтому сегодня сложно определить точное местоположение старинных объектов. В частности, я считаю, что ворота города располагались там, где позднее были возведены церкви (указаны на планах XVIII в.).
В середине XVIII в. в связи с перенесением границ Российского государства далее на юго-восток Уфа утратила свое стратегическое значение, хотя осталась военным центром края. Остатки деревянных оборонительных сооружений, гостиный двор, женский монастырь и административные здания унес пожар 1759 г., «поспособствовавший» перепланировке города, главной функцией которого стало административное управление краем. По сведениям Н.Демидовой, в 1760 г. на старом месте (сегодня это холм с Монументом Дружбы) архитектурно оформился административный центр города. Он состоял из двух каменных зданий архива и рентерии, двух деревянных — провинциальной канцелярии и дома воеводы (старые сгорели в 1759 г.), в стороне находились гауптвахта, цейхгауз и пороховой погреб (до XIX в. не сохранились). То есть здесь возник архитектурный ансамбль Соборной площади, где доминировала Смоленская церковь (в XIX в. переименована в Троицкую). На соседней Верхне-Торговой площади в 1762 г. был выстроен гостиный двор и магистрат (открыт в 1722 г.).
Сведения об архитектуре храмов XVI—XVIII вв. не обнаружены. Известно только о главном храме — каменном Смоленском (переименован в Троицкий) соборе, построенном в XVII в. Его можно отнести к «кубическому» типу храма с пятью главами (главки в виде луковичек на тонких шейках) и с тремя апсидами. Храм снесен в 1950-е гг., поэтому сегодня ценным является его архитектурный анализ, сделанный в 1940-е годы уфимскими архитекторами Н.Лермонтовым и М.Сахаутдиновой. Они считают, что его архитектура «характерна для московского строительства XVI в. Церковь в XIX в. перестроена настолько, что старинной осталась лишь средняя ее часть». Отдельно стоящая двухъярусная колокольня построена в XVIII в. Ее высота 26 м, нижний ярус — 9,4 м.
Следующий этап застройки Уфы начался с изменением в 1781 г. ее статуса. Город возвысился как центр Уфимского наместничества. Имеются сведения, что с этого времени административный центр частично переместился на западную окраину города (район ул. Тукаева и Пушкина). Можно выдвинуть гипотезу, что перемещению на восточную окраину города (ул. Сочинская) помешали устные предания о существовании там древнего города. Но вероятнее, уфимцам не хотелось застраивать излюбленное место отдыха и народных гуляний (тоже достаточно удобное для застройки).
Итак, в конце XVIII в. с отмиранием крепости административные здания стали размещать и на западной окраине города с более ровным рельефом местности. Изменился их состав: дом губернатора, губернское правление, казенная палата, пожарная часть и пр. Их местоположение менялось, достоверных сведений об этом нет. К сожалению, ничего неизвестно и об их архитектуре.
С упразднением в 1781 г. должности воеводы функциональное значение зданий дома воеводы и провинциальной канцелярии, размещавшихся на Соборной площади (бывшая крепость), отступило на второй план. В доме воеводы поселился вице-губернатор, а для наместника — генерал-губернатора — было построено в 1784 г. более представительное деревянное здание рядом, на северной стороне площади. На ее западном фронте находились Присутственные места и каменная кладовая для хранения казны, на восточном — гауптвахта и др. На западной окраине города в 1782 г. было начато строительство здания для Присутственных мест Уфимского наместничества (разрушено в 1827 г., на этом месте стоит Дом Правительства Республики).
Неизвестно нахождение первых резиденций Оренбургского магометанского духовного собрания и Уфимской епархии (учреждены в конце XVIII в.).
С 1796 по 1802 гг. возведение административных зданий в Уфе было приостановлено в связи с переводом административного центра Оренбургской губернии в Оренбург. В конце XVIII в. в городе проживало более 1000 человек, из них 15% — дворян, 25% — казаков, 34% — разночинцев и 16% — купцов.
По письменным свидетельствам можно восстановить вид уфимских усадеб XVIII в. с жилыми постройками в глубине двора. Например, у дворянина Жилина — «хоромы двойные сосновые» с подклетью и сенями. Имеются свидетельства, что были богатые усадьбы уральских промышленников Демидовых и Твердышевых, но как они выглядели, неизвестно.
















ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН 1819 г.

Как художественный стиль классицизм (в переводе «правильный», «образцовый») зародился в XVII в. во Франции. Он охватил все сферы искусства, в том числе градостроительство. В городе, план которого составлен в этом стиле, все улицы и площади расположены в строго геометрическом порядке.
С 1760-х гг. строительство в России велось в стиле французского классицизма. Французские архитекторы работали в России (первый архитектор Екатерины II — Шарль Клериссо, Александра I — О. Монферран), русские обучались в Париже. Учиться и повышать квалификацию ездили во Францию многие известные русские архитекторы XIX в.: К.Тон, В.Гартман, А.Померанцев, И.Ропет, В.Даль, Р.Клейн, М.Гинзбург. Предполагают, что и граф Строганов в 1789—1790 гг. не пожалел денег на обучение в парижской Академии художеств своего выдающегося крепостного архитектора А.Воронихина.
Да, учились у французов, деньги тратили, а улицы в российских городах так толком и не выпрямили. Не случайно сегодня наших туристов удивляет строгий архитектурный геометризм Парижа, потому что такого нет в России.
Итак, общероссийская кампания перепланировки городов по регулярным (с правильной, с классической точки зрения, планировкой улиц) планам началась еще до Отечественной войны 1812 г. Перепланировка города началась и в Уфе. После войны эти работы продолжились.
16 марта 1819 г. был «конфирмован» (утвержден царем Александром I) генплан Уфы, по которому до конца века осуществлялось строительство. Без сомнений, он создавался на основе разработанных еще до войны уфимских планов 1780 г. (автор И.Тоскани) и 1803 г. (автор неизвестен). Эти проекты были похожи, так как развивали идею симбирского архитектора И.Тоскани — автора плана 1780 г. — строительство регулярного города на свободной от застройки территории при сохранении старых улиц и площадей. В окончательный план 1819 г. вносились изменения, связанные с более целесообразным (соответствующим рельефу местности и другим факторам) размещением площадей и зданий. Интересно, что во всех этих проектах административный центр города находился в геометрическом (или почти) центре плана.
На чертеже Тоскани через новый городской центр с площадью (в районе пересечения ул. К.Маркса и Кирова) проходили старые дороги, поэтому он был хорошо связан со старым городом. То есть старые дороги превратились в главные улицы. Возможно, выбор места для размещения центральной площади определил и естественный холм (он сохранился и по сей день на углу ул. Кирова и К. Маркса). Сегодня историков архитектуры поражают на чертеже Тоскани огромные размеры центра города (500x500 м), внутри которого размещена круглая торговая площадь. Улицы на чертеже были расположены так, что если бы этот план осуществился, то сегодня мы ходили бы по прямой от угла ул. К.Маркса и Кирова (центр города по плану Тоскани) до Башгосуниверситета (на ул. Фрунзе). А мы попадаем от названного угла по прямой к Дому Правительства Республики.
Другой проект, «Высочайше утвержденный» в 1803 г., разрабатывал неизвестный архитектор с участием губернатора Вражского (Врасского) и, возможно, губернского архитектора Дельмедико. На новом чертеже центральная площадь увеличивалась в размерах, перемещалась к южной границе города и становилась открытой на р. Белую. За счет этого была нарушена геометрическая стройность плана Уфы 1780 г. (Тоскани). К естественным холмам были сдвинуты площади с приходскими церквями, и несколько кварталов получили разный масштаб для сохранения старой застройки. Например, в новом городском центре была оставлена усадьба Присутственных мест упраздненного наместничества (сегодня на этом месте Дом Правительства Республики), в которой находился деревянный дом (построен в 1782 г., сгорел в 1803 г.) с флигелями. Транзитные дороги вписались в новую сетку улиц. Таким образом, проект учитывал особенности местности.
По этому плану началось строительство, успешному ходу которого мешали крупные пожары. Губернатор Г. С. Волконский, считавший план 1803 г. не совсем подходящим, сам его доработал. В 1816 г. он отправил в Санкт-Петербург, в Исполнительный Департамент Министерства полиции, свои чертежи, на которые при составлении нового проекта опирался архитектор из Министерства полиции В.Гесте.
В 1992 г. уфимским архивистом В.Г.Хазиевым были найдены документы, которые указывали, что для проверки последнего плана (1816 г.) в 1817 г. местный губернатор поручил землемеру В.К.Сметанину произвести съемку города и внести свои предложения.
На эти данные в этом же году опирался В.Гесте при составлении окончательного проекта. Этот архитектор тогда нес персональную ответственность за планировку и реконструкцию городов России. В 1818 г. в своем рапорте губернатору он указывал, что сохранил часть сетки улиц и размещение общественных зданий согласно плану 1803 г. и предложениям В.К.Сметанина, уменьшил размеры городского центра и обозначил адреса других главных построек, выпрямил большее число улиц старой части города, оставил озера «для общей пользы» и сохранил обширную старую Соборную площадь с пристанью для размещения здесь торговли.
Среди исследователей градостроительства распространилось мнение, что авторство плана Уфы принадлежит В.Гесте. Я считаю, что нужно говорить о коллективном творчестве разных специалистов, подчеркнув при этом большую роль В.Гесте.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: