Методы исследования слуха

Субъективные методики. Речевое исследование слуха. Исследование шепотной и разговорной речи.

Методика. Обследуемого ставят на расстоянии 6 м от себя. Исследуемое ухо направлено в сторону врача, противоположное ухо закрывает медицинская сестра, прижимая козелок к отверстию слухового прохода II пальцем, слегка потирая этот палец III-м. Пациент не должен смотреть на врача во избежание чтения с губ. Специалист шепотом, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха, произносит слова с низкими звуками, затем с высокими; пациент их повторяет.

Норма: шепотная речь – 6 м, разговорная речь – 20 м.

Аудиометрия. Основные виды – тональная, речевая, шумовая.

Тональная пороговая аудиометрия.

Методика. Определение пороговой чувствительности к восприятию звуков различных частот, подаваемых через воздушные наушники или костный телефон.

Признаки нарушения звукопроведения:

повышение порогов слуха по воздушной проводимости преимущественно в диапазоне низких частот; сохранение порогов по костной проводимости; костно-воздушный разрыв между кривыми.

Признаки нарушения звуковосприятия: воздушная и костная проводимость страдают в одинаковой степени; костно-воздушный разрыв практически отсутствует (тип кривых слипчивый, нисходящий); в начальных стадиях страдает преимущественно восприятие высоких тонов; наличие обрывов кривых (отсутствие восприятия на те или иные частоты), «островков» слуха (сохранение восприятия 1-2 частот).

Смешанная тугоухость: наряду с повышением порогов при костном проведении имеет место костно-воздушный интервал.

Тональная надпороговая аудиометрия – выявляет ФУНГ (феномен ускоренного нарастания громкости): наряду с понижением остроты слуха имеется повышенная чувствительность к громким звукам, при этом нарастание восприятия громкости происходит так быстро, что достигает нормы раньше, чем при здоровом ухе.

Косвенные признаки ФУНГ: жалобы на непереносимость громких звуков; шепотно-разговорная диссоциация: шепотную речь пациент не воспринимает или воспринимает у раковины, а разговорную слышит на расстоянии более 2 м; при проведении опыта Вебера – смена или внезапное исчезновение латерализации восприятия звука; при камертональном исследовании – внезапное прекращение слышимости камертона при медленном отдалении его от больного уха.

Исследование слуховой чувствительности к ультразвукам: при поражении улитки восприятие ультразвука и звуков речевых частот часто не совпадает, что уточняет характер поражения. Кроме того, можно уточнить латерализацию, далее, клинически значимы ее расхождения (обычных звуков и ультразвуков).

Речевая аудиометрия: через наушники, через костный телефон, в свободном звуковом поле.

Объективные методики: оценка безусловных рефлексов на звук (расширение зрачков – улитково-зрачковый, закрывание век – ауропальпебральный или мигательный, кожно-гальваническая и сосудистые реакции).

Импедансометрия:

тимпанометрия – регистрация импеданса барабанной перепонки (оценка подвижности тимпано-оссикулярной системы среднего уха и проходимость слуховой трубы); регистрация рефлекса внутриушных мышц на звуковое раздражение барабанной перепонки (оценка слуховой функции).

Компьютерная аудиометрия.

Отоакустическая эмиссия – звук, сформировавшийся в результате активных механических колебаний наружных волосковых клеток.

 

 

Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей. 

Основные содержательные линии

 Классификация и характеристика стойких нарушений слуха у детей. Виды нарушений слуха: кондуктивные, нейросенсорные и смешанные. Глухие дети. Глухие дети без речи. Позднооглохшие дети. Слабослышащие дети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: