Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Часто эти нарушения носят временный характер, например, при воспалении среднего уха (отитах), простудах, образовании серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.), при экссудативных отитах. Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Современная медицина (в том числе и отечественная) имеет в своем распоряжении разнообразные средства их устранения, как методами консервативного лечения, так и с помощью оперативного вмешательства. Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается.
Другую группу нарушений слуха составляют так называемые стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха - сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематической педагогической коррекции. К сенсоневральной тугоухости и глухоте может присоединяться и кондуктивный компонент, например, нарушения в среднем ухе. Такое поражение слуха называется смешанным, т. е. отмечается как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нарушение в наружном или среднем ухе.
|
|
Стойкое необратимое снижение слуха может быть вызвано разными причинами. Так к факторам риска тугоухости и глухоты относятся:
инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз), токсикозы беременности, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма, гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л),резус-конфликт, гемолитическая болезнь новорожденного, масса тела при рождении менее 1500 г, недоношенность, перекошенность (гестационный возраст более 40 недель),применение препаратов с ототоксическим действием (антибиотиков аминогликозидного ряда - стрептомицина, мономицина, канамицина, гентамицина, амикацина и др., фуросемида, аспирина, хинина), назначаемых ребенку или матери во время беременности, наследственные заболевания у матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового анализатора, детские инфекции (паратит, скарлатина, корь и др.),эпидемический менингит, грипп, острые и хронические средние отиты, черепно-мозговая травма.
|
|
Различают нарушения слуха, связанные с поражением: 1) звуковоспринимающего аппарата; 2) звукопроводящего аппарата; 3) центрального звена слухового анализатора.
Нарушения звуковоспринимающего аппарата. При повреждении звуковоспринимающего нервного аппарата причины нарушения слуха могут быть как анатомические, так и физиологические. Слуховая чувствительность снижается при заболевании или частичном повреждении слуховых клеток кортиева органа.
Наряду с чувствительными клетками могут подвергаться дегенерации (отмирать) и волокна слухового нерва. Процесс отмирания может происходить одновременно или раздельно под влиянием интоксикации, возникающей при некоторых инфекционных заболеваниях у детей (например, скарлатине, кори и др.).
Инфекция может поражать также внутреннее ухо (например, при менингите). На поражение звуковоспринимающего аппарата оказывает влияние механическое вдавливание слухового нерва, например опухолью. Слуховые клетки чувствительны к некоторым лекарственным средствам. Внутренние слуховые клетки повреждаются отдельными антибиотиками (например, стрептомицином), наружные клетки хинином. На слух воздействуют и сильные звуки (громкая музыка, шум моторов, стрельба и др.).
При поражении звуковоспринимающего аппарата значительно нарушается восприятие шепотной и разговорной речи. Известно, что восприятие шепотной речи в основном относится к высокочастотному звуковому спектру, поэтому его нарушение дает основание говорить, что поражен звуковоспринимающий аппарат слухового анализатора. Степень нарушения слуховой функции при поражении звуковоспринимающего аппарата находится в прямой зависимости от стадии и локализации патологического процесса в слуховом анализаторе.
Нарушения звукопроводящего аппарата обычно вызваны механическими воздействиями на проводящую систему уха. К этим нарушениям относят: 1) закупорку наружного слухового прохода серной пробкой; 2) ограничение движения слуховых косточек (при баротравме или наличии рубцов, лимфотромбов, воспаления и др.); 3) нарушение барабанной перепонки и слуховых косточек; 4) неподвижность стремечка в овальном окне (отосклероз).
Для ориентировочного определения нарушений звукопроводящего аппарата используют методики с применением шепотной и разговорной речи, камертонов, пороговой тональной аудиометрии и др.
Нарушения центральных механизмов слуха. Нарушения в центральном звене слухового анализатора в ряде случаев отражают структурные изменения в коре мозга. Функциональные нарушения слуха могут быть психологического и психогенного характера.
Искажение восприятия высоты звука может быть вызвано как физическими причинами (например, отек лабиринта), так и ушными шумами (звон в ушах) центрального происхождения. Чаще всего ушные шумы являются результатом раздражения сенсорных слуховых клеток или нервных волокон и могут усиливаться звуковыми раздражителями. Шумы наблюдаются при атеро- и отосклерозе, невритах слухового нерва, опухолях, раздражающих нерв улитки, и являются причиной потери слуховой чувствительности. Даже незначительное, казалось бы, снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения ребенок вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что он не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования познавательной деятельности и в целом - его личности.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (т. е. необратимое, так как слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.
|
|
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота - наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети - это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости. Так один слабослышащий ребенок может слышать речь разговорной громкости на расстоянии 4 - 6 метров и более и испытывать затруднения при восприятии шепота, который он может слышать, например, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребенок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.
Существуют различные классификации степени понижения слуха. В нашей стране наиболее распространенными являются аудио-лого-педагогическая классификация Л. В. Неймана, широко используемая в образовательных учреждениях, и международная классификация, которая используется в медицинских учреждениях.
По классификации Л.В.Неймана, слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц (на 4 речевых частотах), могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости: 1-я - дети воспринимают тоны аудиометра в диапазоне 125 - 250 Гц, 2-я - 125 - 500 Гц, 3-я - 125-1000 Гц, 4-я - 125-2000 Гц и выше. Согласно международной классификации (см. Wilson J., Scand. Audiology, 1988. Suppl. 28, p. 33 - 58) выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех речевых частот (500, 1000 и 2000 Гц).
|
|
По времени наступления снижения слуха дети делятся на две группы:
ранооглохшие дети, т. е. те, которые потеряли слух на первом-втором году жизни или родились неслышащими;
позднооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух в 3 - 4 года и позже и сохранили речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты; сам термин «позднооглохшие дети», хотя и является общепринятым, носит условный характер, так как данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.
Позднооглохшие дети, в связи со своим своеобразием, составляют особую категорию детей со сниженным слухом.
По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:
дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;
дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.