Материал для теоретического анализа и подготовки к занятию

Нарушения слуха в той или иной степени встречаются доста­точно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Часто эти нарушения носят временный характер, например, при воспале­нии среднего уха (отитах), простудах, образовании серных про­бок, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсут­ствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых про­ходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.), при экссудативных отитах. Такого рода нарушения слуха называ­ются кондуктивными. Современная медицина (в том числе и отече­ственная) имеет в своем распоряжении разнообразные средства их устранения, как методами консервативного лечения, так и с помощью оперативного вмешательства. Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается.

Другую группу нарушений слуха составляют так называемые стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха  -   сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях совре­менная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных про­филактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе ин­дивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематичес­кой педагогической коррекции. К сенсоневральной тугоухости и глухоте может присоединяться и кондуктивный компонент, на­пример, нарушения в среднем ухе. Такое поражение слуха называ­ется смешанным, т. е. отмечается как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нару­шение в наружном или среднем ухе.

Стойкое необратимое снижение слуха может быть вызвано раз­ными причинами. Так к факторам риска тугоухости и глухоты от­носятся:

инфекционные и вирусные заболевания матери во время бере­менности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз), токсикозы беременности, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма, гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л),резус-конфликт, гемолитическая болезнь новорожденного, масса тела при рождении менее 1500 г, недоношенность, перекошенность (гестационный возраст более 40 недель),применение препаратов с ототоксическим действием (антибио­тиков аминогликозидного ряда  -  стрептомицина, мономицина, канамицина, гентамицина, амикацина и др., фуросемида, аспи­рина, хинина), назначаемых ребенку или матери во время бере­менности, наследственные заболевания у матери (в семье), сопровождаю­щиеся поражением слухового анализатора, детские инфекции (паратит, скарлатина, корь и др.),эпидемический менингит, грипп, острые и хронические средние отиты, черепно-мозговая травма.

 Различают нарушения слуха, связанные с поражением: 1) звуковоспринимающего аппарата; 2) звукопроводящего аппарата; 3) центрального звена слухового анализатора.

Нарушения звуковоспринимающего аппарата. При повреждении звуковоспринимающего нервного аппарата причины нарушения слуха могут быть как анатомические, так и физиологические. Слуховая чувствительность снижается при заболевании или частичном повреждении слуховых клеток кортиева органа.

Наряду с чувствительными клетками могут подвергаться дегенерации (отмирать) и волокна слухового нерва. Процесс отмирания может происходить одновременно или раздельно под влиянием интоксикации, возникающей при некоторых инфекционных заболеваниях у детей (например, скарлатине, кори и др.).

Инфекция может поражать также внутреннее ухо (например, при менингите). На поражение звуковоспринимающего аппарата оказывает влияние механическое вдавливание слухового нерва, например опухолью. Слуховые клетки чувствительны к некоторым лекарственным средствам. Внутренние слуховые клетки повреждаются отдельными антибиотиками (например, стрептомицином), наружные клетки хинином. На слух воздействуют и сильные звуки (громкая музыка, шум моторов, стрельба и др.).

При поражении звуковоспринимающего аппарата значительно нарушается восприятие шепотной и разговорной речи. Известно, что восприятие шепотной речи в основном относится к высокочастотному звуковому спектру, поэтому его нарушение дает основание говорить, что поражен звуковоспринимающий аппарат слухового анализатора. Степень нарушения слуховой функции при поражении звуковоспринимающего аппарата находится в прямой зависимости от стадии и локализации патологического процесса в слуховом анализаторе.

Нарушения звукопроводящего аппарата обычно вызваны механическими воздействиями на проводящую систему уха. К этим нарушениям относят: 1) закупорку наружного слухового прохода серной пробкой; 2) ограничение движения слуховых косточек (при баротравме или наличии рубцов, лимфотромбов, воспаления и др.); 3) нарушение барабанной перепонки и слуховых косточек; 4) неподвижность стремечка в овальном окне (отосклероз).

Для ориентировочного определения нарушений звукопроводящего аппарата используют методики с применением шепотной и разговорной речи, камертонов, пороговой тональной аудиометрии и др.

Нарушения центральных механизмов слуха. Нарушения в центральном звене слухового анализатора в ряде случаев отражают структурные изменения в коре мозга. Функциональные нарушения слуха могут быть психологического и психогенного характера.

Искажение восприятия высоты звука может быть вызвано как физическими причинами (например, отек лабиринта), так и ушными шумами (звон в ушах) центрального происхождения. Чаще всего ушные шумы являются результатом раздражения сенсорных слуховых клеток или нервных волокон и могут усиливаться звуковыми раздражителями. Шумы наблюдаются при атеро- и отосклерозе, невритах слухового нерва, опухолях, раздражающих нерв улитки, и являются причиной потери слуховой чувствительности. Даже незначительное, казалось бы, снижение слуха, наступив­шее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формирова­нии речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специаль­ного обучения ребенок вообще не овладевает речью. Это происхо­дит потому, что он не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Резкое не­доразвитие речи или ее отсутствие затрудняют контакты неслыша­щего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс форми­рования познавательной деятельности и в целом  -  его личности.

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имею­щие стойкое (т. е. необратимое, так как слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при ко­тором обычное (на слух) речевое общение с окружающими зат­руднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория де­тей представляет собой разнородную группу.

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдаю­щих тугоухостью) и глухих.

Тугоухость  -  стойкое понижение слуха, вызывающее затрудне­ния в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различ­ной степени  -  от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной гром­кости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

Глухота  -  наиболее резкая степень поражения слуха, при кото­рой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глу­хие дети  -  это дети с глубоким, стойким двусторонним наруше­нием слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха. Наиболее выражены эти различия при тугоухости. Так один слабослышащий ребенок может слышать речь разговорной гром­кости на расстоянии 4 - 6 метров и более и испытывать затрудне­ния при восприятии шепота, который он может слышать, напри­мер, только у ушной раковины. Другой слабослышащий ребенок с трудом воспринимает хорошо знакомые слова, произнесенные голосом разговорной громкости у самого уха.

Существуют различные классификации степени понижения слуха. В нашей стране наиболее распространенными являются аудио-лого-педагогическая классификация Л. В. Неймана, широко ис­пользуемая в образовательных учреждениях, и международная клас­сификация, которая используется в медицинских учреждениях.

По классификации Л.В.Неймана, слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц (на 4 речевых частотах), могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости: 1-я  -  дети воспри­нимают тоны аудиометра в диапазоне 125  -  250 Гц, 2-я  -  125  -  500 Гц, 3-я  -  125-1000 Гц, 4-я - 125-2000 Гц и выше. Согласно международной классификации (см. Wilson J., Scand. Audiology, 1988. Suppl. 28, p. 33 - 58) выделяют 4 степени тугоухости и глухоту, в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех речевых частот (500, 1000 и 2000 Гц).

По времени наступления снижения слуха дети делятся на две группы:

ранооглохшие дети, т. е. те, которые потеряли слух на первом-втором году жизни или родились неслышащими;

позднооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух в 3 - 4 года и позже и сохранили речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты; сам термин «позднооглохшие дети», хотя и является общепринятым, носит условный характер, так как дан­ную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.

Позднооглохшие дети, в связи со своим своеобразием, состав­ляют особую категорию детей со сниженным слухом.

По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в раз­витии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из сле­дующих групп:

дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;

дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двига­тельного аппарата, эмоционально-волевой сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: