Проблема обучения синхронных переводчиков

 

Вероятностное прогнозирование в процессе синхронного перевода

 

Проблема обучения устному, а в частности синхронному переводу, является одной из наиболее интересных и менее разработанных проблем. Исследователи придерживаются разного мнения по вопросу о психологическом механизме, составляющим основу синхронного перевода, т.е. механизма, обеспечивающем одновременное восприятие на одном языке связной устной речи.

При обучении синхронному переводу важно так составить предлагаемый для перевода материал, чтобы начинающий переводчик получал для восприятия легко прогнозируемый речевой материал.

Модель, предложенная лингвистами И.А. Зимней и Г.В. Черновым[14] опирается на аппарат вероятностного прогнозирования. Согласно этой модели в текстовом материале вследствие избыточности языка не все единицы одинаково значимы для восприятия. В соответствии с механизмом опережающего отражения слушающий постоянно строит прогноз относительно возможного продолжения относительно речевого высказывания, который он, по мере поступления материала, сверяет с действительностью, корректирует и развивает. Однако, в тексте существуют более избыточные элементы, вероятность правильного прогноза велика, и менее избыточные элементы, которые прогнозируются с меньшей степенью уверенности. Элементы текста, являющимися наиболее избыточными, названы авторами "пиками информационной избыточности". Элементы, менее всего подающиеся прогнозированию названы "опорными пунктами вероятностного прогнозирования".

Очевидно, что знание расположения в текстовом материале опорных пунктов вероятностного прогнозирования и пиков информационной избыточности необходимо для составления упражнений по синхронному переводу.

Исследование, проведенное В.И. Ермолович, Г.В. Черновым[15], велось по следующим основным направлениям:

 

Подбор экспериментального текста

В качестве экспериментального текста был взят текст объемом в 8 машинописных страниц, предложенный И.А. Зимней и Г.В. Черновым для эксперимента по синхронному переводу. Текст был построен в форме выступления по вопросам общего языкознания. Его особенностью было то, что в него довольно неожиданным образом вкрапливались семантически бессмысленные, но грамматически правильные фразы. Результаты эксперимента И.А. Зимней и Г.В. Чернова подтвердили, что с переводом предложений такого типа переводчики не справились.

 

Выбор единиц. Основные допущения

Единицей восприятия синхронного переводчика в большинстве случаев является слово, так как оно обладает функциональной самостоятельностью и несет совокупную лексическую и грамматическую информацию. Основными допущениями исследований были следующие:

единица исследования - слово.2) экспериментальный текст достаточно верно отражает существующие в языке статистические закономерности внутри избранной тематики.3) переводчик строит прогноз по трем основным направлениям: тема, смысл (слово), грамматическое оформление.

Выбор методики статистической обработки текста.

Основным предположением при разработке аппарата для вычисления вероятности каждого элемента высказывания, было предположение о том, что в памяти переводчика вместе со словами имеются и их вероятностные оценки, все языковые закономерности, отраженные в тексте.

 

Обработка текста

Были обработаны отдельные отрывки из текста. Они включали наиболее интересные с точки зрения выделения опорных пунктов отрезки: начало, середина и заключительная часть выступления, бессмысленные фразы, вводимые неожиданно.

Описание эксперимента.

Группе переводчиков-синхронистов предлагалось перевести экспериментальный текст. Переводы были зафиксированы на магнитной ленте и обработаны. Результаты эксперимента полностью подтвердили основное предположение о том, что процесс синхронного перевода опирается на аппарат вероятностного прогнозирования.

Полученные результаты рекомендуется использовать для составления упражнений по курсу синхронного перевода, поскольку знание расположения в тексте опорных пунктов вероятностного прогнозирования и пиков информационной избыточности позволяет составлять объективно дифференцированные по сложности упражнения.

Для начальной стадии обучения синхронному переводу рекомендуется:

предлагать студентам тексты по хорошо знакомой тематике;

давать предварительную установку, вводящую основные темы, затрагиваемые в тексте;

в предлагаемых для перевода текстах строить предложения таким образом, чтобы элементы, соответствующие пикам информационной избыточности, характеризовались высоким уровнем предсказуемости, со сведенной до минимума грамматической вероятностью, т.е. их грамматическое оформление должно быть целиком предсказуемо на основе поступившей ранее информации.

Как уже нами отмечалось, процесс обучения синхронному переводу достаточно трудоемок и требует разработки серии заданий и упражнений.

Нами представлена система упражнений и задания для обучения синхронному переводу, которые можно использовать в процессе подготовки переводчиков - синхронистов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: