Туризм в Беларуси, как часть национальной экономики и социально-культурной жизни страны

    Туризм в Беларуси является составной частью национальной экономики и социально-культурной жизни страны. В настоящее время он переживает трудный период становления в условиях рынка, адаптации к изменяющимся условиям как внутри страны, так и за рубежом.

    Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она еще не обрела надлежащего положения ни в экономике страны, ни в системе жизненных ценностей ее граждан. Несмотря на существенный туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место в мировом туристском рынке и в этом плане существенно отстает от соседних государств. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5 процентов. Материальная база туризма на 70-80 процентов нуждается в реконструкции. При этом четко прослеживается тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным.

    Явно недостаточным представляется уровень развития внутреннего туризма. Отсутствуют четкий механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма, система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках услуг. Невысокая покупательская способность населения, рост стоимости транспортных услуг оказывают негативное воздействие на развитие детского, молодежного, самодеятельного, спортивного и экологического туризма. Недостаток бюджетных средств на дотации в социальный туризм приводит к недоступности участия в путешествиях основной массы населения, особенно социально незащищенных слоев.

    По большинству компонентов системы туристского обслуживания (уровень качества услуг, соотношение цена – качество, предприятия размещения и питания, состояние производства и торговли товарами для туристов, инфраструктура, кадровый потенциал, нормативная правовая база, характер и объемы финансирования туризма и т.д.) республика не достигла сколько-нибудь приемлемого в соответствии с международной практикой уровня.

    В сложившейся ситуации вклад туризма в формирование бюджета и создание валового внутреннего продукта при существующей системе статистического учета в туризме реально оценить практически невозможно. Можно предположить, что он адекватен вкладу государства в развитие туристской индустрии, который, как свидетельствует мировой опыт, при активной поддержке и непосредственной помощи государства:

- выполняет важнейшие социальные функции, обеспечивая возможность восстановления и пополнения физических, духовных и эмоциональных сил человека, приобретения знаний и повышения культурного уровня населения;

- обеспечивает сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия;

- оказывает стимулирующие воздействия на отрасли, обслуживающие сферу туризма;

- повышает привлекательно страны как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества;

- создает стимулы для притока в национальную экономику иностранного капитала;

- является источником валютных поступлений в страну и средством обеспечения занятости населения.

Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Республике Беларусь современной конкурентоспособной туристской индустрии.

    С учетом этих задач в период с 1996 по 1999 г. и осуществляется комплекс мероприятий по развитию туризма в республике. Уже в 1996 г. вышло распоряжение Президента Республики Беларусь (№179 от 25 июня 1996 г.) «О мерах по упорядочению имущественных отношений в области спорта и туризма», а также издан Указ Президента №389 от 1 января 1996 г. «О создании национального туристского концерна «Белинтурист». В тот же период правительство приняло соответствующие постановления, направленные на восстановление государственного управления объектами туристского комплекса. С целью восстановления управляемости туристским комплексом и повышения эффективности его работы Министерство спорта и туризма начало внедрение Государственной программы развития физической культуры, спорта и туризма на период до 2002 г., ввело в действие «Временные правила организации туристской деятельности на территории Республики Беларусь», в том числе практику лицензирования деятельности туристских фирм.

    Позитивные сдвиги в этот период были достигнуты и в практической деятельности – создан Национальный туристский концерн «Белинтурист», утверждена Белорусская федерация туризма, Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков, создан Республиканский туристско-спортивный союз.

    В 1999 г. в целях повышения эффективности работы туристских предприятий, создания условий для развития рынка туристских услуг был законодательно принят Закон «О туризме».

    Сегодня в 16 высших учебных заведениях республики (государственных и негосударственных) готовятся кадры для туристического комплекса.

 

Цель и задачи государственной политики в сфере туризма.

         Главная цель Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь – формирование и развитие в Республике Беларусь современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечественных и зарубежных туристов в туристских услугах, а с другой – значительный вклад в развитие экономики страны, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Основные задачи государственного регулирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: