Основные задачи Министерства культуры

    1. Осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей реализацию прав граждан Республики Беларусь на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям.

    2. Разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий в сфере культуры.

    3. Обеспечение сохранения национального культурного наследия, имеющего значение для народа Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирование национального самосознания.

    4. Проведение научных, проектных, реставрационных, консер-вационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия.

    5. Подготовка и переподготовка кадров для организации культуры, реализация мер по социально-правовой защите работников отрасли.

    6. Содействие развитию культур национальных меньшинств в Беларуси.

    7. Развитие сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры.

    Министерство культуры возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет заместителей. Министерство культуры в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    В Министерстве культуры создается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, директора департамента по кинематографии, руководителя контрольно-ревизионного отдела Минкультуры, других руководящих работников и ведущих специалистов отрасли, а также известных деятелей культуры и искусства. Коллегия на своих заседаниях рассматривает вопросы деятельности Министерства культуры, выполнения принятых решений, подбора и расстановки кадров.

    На областном уровне руководство культурно-досуговыми учреждениями осуществляет Управление культуры облисполкома, которое является структурным подразделением областного исполнительного комитета, в своей деятельности подчиняется облисполкому, а по вопросам реализации государственной политики в сфере культуры – Министерству культуры Республики Беларусь.

    Управление культуры в своей деятельности руководствуется Законом «О культуре в Республике Беларусь», Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и «Положением об Управлении культуры облисполкома». Управление культуры является юридическим лицом, финансируется из областного бюджета, имеет расчетный и другие счета в банке, печать с изображением государственного герба Республики Беларусь, со своим наименованием бланки и штампы.

Основные задачи Управления культуры:

    - реализация на территории области государственной политики в сфере культуры, искусства, охраны историко-культурных ценностей;

    - обеспечение прав человека на свободу художественного творчества и культурного отдыха;

    - развитие профессионального и самодеятельного творчества, сохранение традиционной народной культуры (фольклора, ремесел, промыслов);

    -   управление подведомственными организациями;

    - осуществление организационно-методического руководства подведомственными организациями, их финансовым и материально-техническим обеспечением, внедрение научной организации труда и системы маркетингового руководства;

    - осуществление контроля за использованием законодательства Республики Беларусь о культуре организациями независимо от их ведомственной подчиненности;

    - укрепление и развитие материально-технической базы;

    - обеспечение культурных потребностей национальных меньшинств области;

    - развитие и координация сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры и искусства, сохранение историко-культурного наследия;

    - создание условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров учреждений культуры и искусства;

    - ведение реестра кадров руководителей подведомственных организаций.

    В управлении культуры работают следующие отделы: планово-экономический, отдел учреждений культуры и искусства, централизованная бухгалтерия, контрольно-ревизионный сектор.

    Управление культуры возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением председателя облисполкома по согласованию с Министерством культуры Республики Беларусь.

    Деятельность управления культуры осуществляется на основе сочетания коллегиальности и единоначалия. В управлении культуры образуется коллегия, которая на своих заседаниях обсуждает основные вопросы работы организаций культуры и искусств, практического руководства подведомственными организациями, заслушивает руководителей подведомственных организаций и другие вопросы. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами начальника управления культуры.

    Отдел культуры райисполкома является органом государственного руководства учреждениями культуры района. Отдел культуры создается решением райисполкома и подчиняется ему в своей деятельности. Он координирует деятельность учреждений культуры и искусства, а также сотрудничает с объединениями, юридическими и физическими лицами.        

    В ведении отдела культуры находятся предприятия, учреждения и организации культуры и искусства, детские школы искусств, которые действуют на территории района. Отдел культуры в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом «О культуре в Республике Беларусь», «Примерным положением об отделе культуры», решениями районного, областного исполнительного комитета, приказами, инструкциями, указами Министерства культуры, Управления культуры и другими нормативными документами.

    Основные задачи и направления деятельности отдела культуры:

    - реализация на территории своего района государственной политики в сфере культуры с учетом региональных условий, особенностей и традиций;

    - создание условий для активной культурной деятельности населения, приобщение к культурному наследию;

    - руководство всеми культурно-досуговыми учреждениями на территории района;

    - учет и регистрация всей сети учреждений культуры района и контроль за их деятельностью;

    - учет и охрана государственных памятников истории и культуры;

    - осуществление мероприятий по улучшению материально-технической базы учреждений культуры, по строительству, ремонту и реконструкции;

    - осуществление финансового контроля и документальных ревизий подведомственных учреждений культуры;

    - обеспечение подведомственных учреждений культуры квалифицированными кадрами, а также повышение квалификации работников культуры;

    - организует проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок;

    - организует проведение аттестации работников культуры;

    - создание условий для возрождения и развития белорусской национальной культуры;

    - составляет сводные отчеты и представляет их в вышестоящие органы;

    - организует развитие системы платных услуг в виде магазинов-салонов, фото и видеосъемки, осуществляет издательскую деятельность;

    - улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников подведомственных учреждений;

    - внедрение научной организации труда.

    Отдел культуры возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности решением райисполкома по согласованию с управлением культуры облисполкома. Он руководствуется

деятельностью отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач, издает приказы и инструкции. Отдел культуры является юридическим лицом, имеет свою печать, счет, штамп, фирменный бланк.

    Отдел культуры имеет право осуществлять деятельность, приносящую доходы, а также приобретенное за их счет имущество поступает в распоряжение отдела культуры и учитывается на отдельном бланке.

    В отделе культуры образуется Совет, который на своих заседаниях рассматривает вопросы развития отрасли, подбор, расстановка и воспитание кадров, заслушивает доклады руководителей подведомственных учреждений. Соответствующие контролирующие органы осуществляют контроль за деятельностью отдела и один раз в год проводится комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности отдела.

    Одним из методов руководства отдела культуры клубными учреждениями является инспектирование.

    Инспектирование – это проверка работы, государственный контроль за выполнением на местах решений вышестоящих органов. Одновременно это и практическая помощь, передача передового опыта. Проверять – это не значит только выявлять имеющиеся недостатки и упущения. Важно вскрыть причины их и оперативно оказывать помощь в их устранении.

    Инспектирование бывает двух видов:

1. Комплексное – проверка всей деятельности клуба за определенный срок.

2. Тематическое – проверка какого-либо определенного вопроса или раздела.

Инспекторские проверки заранее предусматриваются в планах работы

 отдела культуры, но могут быть проведены и вне плана, когда на поступившие сигналы и жалобы необходимо дать ответ.

    Инспектированию предшествует соответствующая подготовительная работа. Инспектирующие должны получить инструктаж о целях инспектирования, ознакомиться с материалами, которые имеются в отделе культуры по данному клубному учреждению. Перед выездом составляется план

8

инспекторской проверки, в котором предусматривается вид инспектирования и перечень вопросов, а также методы работы инспектирующего.

    1. Изучение материалов, документов клуба (планы, учетные документы, отчетность, журналы).

    2. Ознакомление с условиями работы клуба, его материально-технической базой (состояние помещений, обеспеченность мебелью, музыкальными инструментами, костюмами, техническими средствами и т.д.).

    3. Встречи, беседы, обмен мнениями с широким кругом людей.

    4. Участие инспектирующего в клубных мероприятиях, наблюдение за их проведением.

    Заключительным этапом инспектирования является оценка работы клуба, выводы и предложения. По результатам проверки составляется акт или справка инспекторской проверки, где указывается название проверяемого учреждения, сроки и цель проверки, дается характеристика условий работы клуба, отмечаются положительные стороны деятельности клуба. Особое внимание уделяется анализу недостатков и их причин. На основе обобщения всех материалов делаются выводы и предложения. С итогами инспектирования необходимо ознакомить штатный состав, а в отделе культуры на основании данных материалов может быть создан приказ по итогам проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: