Методическое руководство учреждениями культуры клубного типа

Сегодня вся сфера культурно-досуговой деятельности работает в

программной среде. Такой переход от разовых мероприятий к целевым программам, составленным в содружестве со школами, общественными организациями, иными социальными институтами был обусловлен следующими факторами:

    -превращение культурно-досугового учреждения в открытую систему, что выразилось в переходе от отраслевого принципа решения социокультурных проблем, к межведомственному. Важной характеристикой открытых систем выступает сотрудничество с разными социальными институтами конкретного региона, общества в целом. Деятельность КДУ как открытой системы характеризуется установлением регулярных отношений с окружающим социумом на основе общих целей, интересов, взаимовыгодных условий;

    - передачей многих функций государственного управления в компетенцию местных органов власти и вытекающей отсюда потребностью в системном управлении развитием социокультурной сферы, с учетом особенностей региона (образа жизни его населения);

    - переходом от унифицированной системы культурно-досуговых учреждений к дифферентивно-вариантной, т.е. к созданию новых типов и моделей клубных учреждений.

Разнообразие, а не жесткая унификация и регламентация, является источником развития системы.

Появилась новая проблема – как наполнить деятельность инновационных учреждений культуры инновационным содержанием?

Анализируя и прогнозируя развитие культурно-досуговой системы, можно выделить три группы целей, связанных с осуществлением социальных функций досуга:

1. Формирование единого досугового пространства, которое бы обеспечило высокоэффективную систему досуговых услуг с возможностью самореализации каждой личности.

2. Преобразование культурно-досуговой системы в саморазвивающуюся систему на основе идей инвариантности и учета досуговых потребностей каждого человека (новые типы учреждений досуга, авторские программы).

3. Формирование практики социализации и воспитание подрастающего поколения с учетом гуманистических ценностей, особенностей национальной культуры и культуры региона.

В связи с этим необходимо отметить два важных аспекта:

Во-первых, в системе методического обучения и повышения квалификации взамен традиционного обучения методике организации культурно-досуговой работы выдвигается развитие умений специалиста досуга работать в программной среде. Происходит смещение акцентов    с передачи нормативного содержания на развитие индивидуальных и групповых систем профессиональных моделей. Важно научить клубного работника использовать свои личностные и профессиональные резервы строить индивидуальную систему целостной досуговой и методической деятельности. Это обеспечивает наращивание профессиональной компетенции досуговых работников (т.к. уровень квалификации не может расти без опоры на профессиональный опыт), обогащение их профессионального опыта. Формирование мотивации профессионально-деятельностной переориентации культурно-досугового работника в изменяющихся социокультурных условиях.

Досуговый специалист не просто организует досуг населения, он призван формировать его содержание – составлять, отбирать, порождать, выращивать, создавать новое, придавать ему законченность, целостность.

Взамен традиционной позиции «следуй за мной», вырабатывается новая – «выбирай», «думай», «собственное решение».

Во-вторых, работа в программной среде предполагает координацию деятельности различных социальных институтов.

Основой социокультурной идеи сотрудничества КДУ и социума выступает идея самореализации личности, посредством ее социализации, присвоения ей накопленного обществом социокультурного опыта в целях собственного развития и преобразования, приумножения достигнутых в социуме результатов как основы дальнейшего общественного прогресса.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что основной формой сотрудничества КДУ с социумом является разработка и реализация различных общественно-значимых проектов и программ, направленных на всестороннее развитие личности человека, а также на улучшение окружающей среды (социума).

Важная роль в организации деятельности клубных учреждений в новых условиях принадлежит методическому руководству, которое является звеном системы управления клубными учреждениями. От его качества и интенсивности во многом зависит эффективность клубной работы.

    Сложилась четкая система методического руководства            сверху донизу: Государственное учреждение образования  

«Институт культуры Беларуси» – ОНМЦ  –      РОМЦ  –

РДК (методический кабинет) или РЦК (методический отдел) – методический уголок при ЦДК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: