Сегодня вся сфера культурно-досуговой деятельности работает в
программной среде. Такой переход от разовых мероприятий к целевым программам, составленным в содружестве со школами, общественными организациями, иными социальными институтами был обусловлен следующими факторами:
-превращение культурно-досугового учреждения в открытую систему, что выразилось в переходе от отраслевого принципа решения социокультурных проблем, к межведомственному. Важной характеристикой открытых систем выступает сотрудничество с разными социальными институтами конкретного региона, общества в целом. Деятельность КДУ как открытой системы характеризуется установлением регулярных отношений с окружающим социумом на основе общих целей, интересов, взаимовыгодных условий;
- передачей многих функций государственного управления в компетенцию местных органов власти и вытекающей отсюда потребностью в системном управлении развитием социокультурной сферы, с учетом особенностей региона (образа жизни его населения);
|
|
- переходом от унифицированной системы культурно-досуговых учреждений к дифферентивно-вариантной, т.е. к созданию новых типов и моделей клубных учреждений.
Разнообразие, а не жесткая унификация и регламентация, является источником развития системы.
Появилась новая проблема – как наполнить деятельность инновационных учреждений культуры инновационным содержанием?
Анализируя и прогнозируя развитие культурно-досуговой системы, можно выделить три группы целей, связанных с осуществлением социальных функций досуга:
1. Формирование единого досугового пространства, которое бы обеспечило высокоэффективную систему досуговых услуг с возможностью самореализации каждой личности.
2. Преобразование культурно-досуговой системы в саморазвивающуюся систему на основе идей инвариантности и учета досуговых потребностей каждого человека (новые типы учреждений досуга, авторские программы).
3. Формирование практики социализации и воспитание подрастающего поколения с учетом гуманистических ценностей, особенностей национальной культуры и культуры региона.
В связи с этим необходимо отметить два важных аспекта:
Во-первых, в системе методического обучения и повышения квалификации взамен традиционного обучения методике организации культурно-досуговой работы выдвигается развитие умений специалиста досуга работать в программной среде. Происходит смещение акцентов с передачи нормативного содержания на развитие индивидуальных и групповых систем профессиональных моделей. Важно научить клубного работника использовать свои личностные и профессиональные резервы строить индивидуальную систему целостной досуговой и методической деятельности. Это обеспечивает наращивание профессиональной компетенции досуговых работников (т.к. уровень квалификации не может расти без опоры на профессиональный опыт), обогащение их профессионального опыта. Формирование мотивации профессионально-деятельностной переориентации культурно-досугового работника в изменяющихся социокультурных условиях.
|
|
Досуговый специалист не просто организует досуг населения, он призван формировать его содержание – составлять, отбирать, порождать, выращивать, создавать новое, придавать ему законченность, целостность.
Взамен традиционной позиции «следуй за мной», вырабатывается новая – «выбирай», «думай», «собственное решение».
Во-вторых, работа в программной среде предполагает координацию деятельности различных социальных институтов.
Основой социокультурной идеи сотрудничества КДУ и социума выступает идея самореализации личности, посредством ее социализации, присвоения ей накопленного обществом социокультурного опыта в целях собственного развития и преобразования, приумножения достигнутых в социуме результатов как основы дальнейшего общественного прогресса.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что основной формой сотрудничества КДУ с социумом является разработка и реализация различных общественно-значимых проектов и программ, направленных на всестороннее развитие личности человека, а также на улучшение окружающей среды (социума).
Важная роль в организации деятельности клубных учреждений в новых условиях принадлежит методическому руководству, которое является звеном системы управления клубными учреждениями. От его качества и интенсивности во многом зависит эффективность клубной работы.
Сложилась четкая система методического руководства сверху донизу: Государственное учреждение образования
«Институт культуры Беларуси» – ОНМЦ – РОМЦ –
РДК (методический кабинет) или РЦК (методический отдел) – методический уголок при ЦДК.