Практика, которая содержит лучшие, наиболее эффективные способы, приемы, формы, методы работы

    Методисты районного звена внедряют в практику наиболее эффективные формы и методы работы путем распространения прогрессивной методики, оказания методической помощи с целью повышения квалификации сельских клубных работников.

    Центральные методические органы распространяют прогрессивную методику, издавая специальную методическую литературу, в которой обобщается передовой опыт теории и практики клубного дела. Это пособия, наряду с другой методической литературой, играют ведущую роль в самообразовании клубного работника. Методический совет информирует о наличии такой литературы, способствует продвижению ее в клубы, конкретизируя, приближая к местным условиям. Конкретизация обобщенного передового опыта теории и практики связана с переработкой методической литературы, издаваемой в масштабах республики. Так называемое «привязывание» материала к самостоятельному клубу – задача методического совета.

    Прежде чем распространять конкретный передовой опыт, необходимо его обобщить. Для этого сначала как бы абстрагируют опыт от местных условий, в которых он появился, затем сопоставляют с обобщенным опытом в масштабах всей республики, с общими тенденциями развития клубной методики, иначе говоря, фиксация нового метода или формы сопровождается установлением взаимосвязей с существующей системой методических действий.

    Для распространения прогрессивных методик, возникших в результате методического эксперимента или обобщения опыта, необходимо активно использовать различные каналы передачи информации: радио, газету, библиотеки, метод кабинет и др.

    На страницах районных газет, в радиопередачах можно освещать все новое, интересное, появляющееся в культурной жизни района, опыт работы лучших, проводить перекличку.

    Положительные результаты дает совместная деятельность методиста и библиотекаря по пропаганде наиболее эффективных форм и методов клубной работы. Организуемые в библиотеке выставки новой литературы по культпросветработе, ее аннотирование, регулярные обзоры специальных периодических изданий, составление каталогов, картотек.

    Распространение прогрессивной клубной методики осуществляется также путем организации справочно-консультационной работы. Это устные, письменные, групповые и индивидуальные консультации как в самом

методическом кабинете, так и на местах. Необходимо установить в методическом кабинете постоянный методический день. Консультации – очень результативная форма методического руководства, так как в процессе ее методист и практик в одинаковой степени могут выступать пропагандистами передового опыта – методист знакомит практика с наиболее эффективными формами и методами клубной работы, практик же делится собственным опытом, который часто оказывается и новым и передовым.

    Еще одно направление методической работы – организация показательных мероприятий на базе лучших клубных учреждений.

         Главная цель показательных мероприятий – популяризация новых наиболее перспективных методов работы, возможность глубоко показать достоинства той или иной формы работы, как бы заглянуть «вовнутрь» основных ее частей, изучить механизм ее организации и проведения.

    Подробный разбор подготовленного мероприятия позволяет выявить положительные и отрицательные стороны и определить возможности дальнейшего его использования в практике работы клубных учреждений района.

    Организация методическим советом показательных мероприятий, перекличек, смотров, экскурсий в клубные учреждения района, разбора и обсуждений работы клубов и других форм систематического обмена опытом – важный и результативный путь распространения прогрессивной методики, так как он позволяет максимально использовать инициативу клубного работника.

    Пропаганда передовой методики – это еще не внедрение ее в практику. Необходимо научить клубного работника тому, как использовать наиболее эффективные формы и методы. Результативной формой такой учебы является оказание непосредственной помощи на местах. Оказывая методическую и практическую помощь – значит не только оперативно вмешаться в дела клубного учреждения, выполнить ту часть работы, с которой не смог справиться работник клуба, но и показать необходимый методический прием, разъяснить определенные методические положения.

    Располагая сведениями о новых клубных формах, практик не всегда в состоянии использовать их в своей работе в силу ряда причин. И здесь на помощь ему должен прийти методист. Он помогает разработать сценарий на избранную тему, подготовить номера художественной самодеятельности, привлечь нужных специалистов, провести запланированное мероприятие.

    В организации работы на местах принимают участие члены методического совета, каждый по своему направлению или жанру, согласно разработанному графику. Результаты выездов в клубные учреждения,

20

фиксируемые в особом журнале, безусловно, должны учитываться в последующей деятельности методических органов по внедрению передового опыта в практику.

    Любая форма методической помощи должна сопровождаться конкретными рекомендациями с указанием сроков их исполнения, записанными в журнале учета замечаний клубного учреждения, что является формой контроля.

    Последующим этапом внедрения прогрессивной методики в каждодневную практику клубных учреждений является систематическое повышение квалификации клубного специалиста.

    Возбудить творческое мышление культпросветработника, стимулировать в нем желание не повторяться, искать новое, а главное – научить использовать все многообразие найденных и уже проверенных практикой приемов работы, уметь определить, как лучше применить их в конкретных условиях и при каких обстоятельствах эти приемы дают оптимальные результаты, - главная обязанность районного методического звена.

    Процесс обучения клубных практиков является двусторонним и должен рассматриваться как взаимодействие усилий методиста и практика. В отличие от методов обучения на постоянно действующих курсах повышения квалификации культпросветработников, формы и методы деятельности методической службы в этом направлении носят оперативный характер и рассчитаны на воспитание у клубного практика какого-либо методического навыка, что, в свою очередь, предполагает максимум активности самого культпросветработника.

    Наиболее распространенная форма повышения методической квалификации клубного работника – семинары. В процессе занятий у обучаемых выявляется, уточняется и закрепляется определенный круг знаний, а следовательно, к проведению семинара должны быть одинаково готовы как обучаемый (клубный практик), так и организатор семинара (методист).

    Рассмотрим примерную схему подготовки к семинару его участников.

    Деятельность методиста:

1. Выбор темы семинарских занятий. Исходя из учета актуальных задач методического руководства и состояния его объектов, разработка плана (программы).

2. Ограничение круга литературы, необходимой для изучения названной темы (из числа имеющихся в методкабинете, библиотеке, клубах книг и журналов).

3. Распространение данной литературы среди клубных работников и помощь в освоении ее, проведении аналогии с имеющимся опытом.

4. Определение домашнего задания.

Деятельность клубного практика:

1. Самостоятельное ознакомление с темой занятий.

2. Проработка вопросов, перечисленных в плане семинара, руководствуясь данными к ним указаниями, выполнение домашнего задания.

3. Участие в обсуждении непосредственно на семинаре.

В ходе семинара выступления практиков направляет и корректирует

ведущий семинара. Обсуждение конкретных практических примеров – основной момент семинара. Здесь необходимо показать, как нужно творчески относиться к имеющемуся опыту клубной работы, как использовать только то, что соответствует условиям деятельности конкретных учреждений.

Еще одна из наиболее распространенных форм повышения квалификации – практикумы, целью которых является закрепление знаний, полученных на семинарах, лекциях и т.п., путем специальных упражнений. Подготовка практикумов предусматривает тщательную разработку заданий, упражнений, рассчитанных на конкретных клубных работников и построенных в определенной последовательности.

    Возьмем, к примеру, задачей одного из практикумов – научить работников клубных учреждений пользоваться методическими материалами. Для этого предлагается сделать следующее: разбить сценарий массового мероприятия на более – менее законченные смысловые фрагменты, мизансцены, эпизоды; раздать всем участникам по экземпляру и предложить прочесть конкретные фрагменты, проанализировать их, установить, какие

элементы сценария можно упростить, приблизить к местным условиям; найти местный материал, который хорошо впишется в общую канву сценария.

    Готовый сценарий разбирается практиками под руководством методиста, который объясняет и показывает приемы работы над сценарием, дает индивидуальные здания каждому клубному специалисту. В заключение практикума клубниками коллективно разрабатывается свой вариант сценария. При таком построении практикума путем многократных упражнений у клубника вырабатывается навык работы с методическими материалами.

    Разновидностью практикумов являются «театрализованные занятия». Методика их проведения напоминает показательные мероприятия. Однако проведение самого мероприятия может несколько раз прерываться в заранее определенном месте. В это время методисты или другие работники клубного

учреждения подробно разбирают вместе с участниками занятий методику, используемую в подготовке той или иной части мероприятия, затем путем конкретных упражнений эта методика закрепляется.

    Еще одна достаточно часто применяемая форма повышения квалификации – стажировка. Это оперативная форма обучения, используемая для срочного введения в курс нового работника.

    Комплексными формами повышения квалификации являются школы передового опыта, практические конференции. Основное условие организации таких занятий – тематическая направленность, т.е. выделение каких-то узловых вопросов, проблем.

    Таковы основные формы и направления повышения квалификации культпросветработников, призванные активно содействовать внедрению в практику прогрессивной клубной методики

 

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: