Пути социализации старших школьников через культуру

использования свободного времени.

         В настоящее время социальная картина молодежной среды становится все более драматичной вследствие роста наркомании, бродяжничества подростков, воспитания в неполных семьях. В процессе социализации молодым людям необходимо вырабатывать у себя такие личностные качества, которые помогли бы им утвердиться в новых социальных условиях, реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности: человек – человек, человек – природа, человек – общество, человек – труд, человек – семья, человек – здоровье, человек – нравственность, человек – досуг. Эти сферы определяют основные направления работы клубного работника в учреждении культуры.

    Формируя главную задачу клубного работника как адаптирование и растущего человека к социокультурной среде и среды к нему, значительная роль в этом процессе отводится сфере досугу. Данная сфера рассматривается как свободное время, которым человек располагает по собственному усмотрению, не связывая его с непреложными обязательствами, используя для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Это особенно важно учитывать работнику культуры в работе со школьниками старшего возраста, поскольку именно юность завершает активный период социализации.

    Общество в свободное время в основном предлагает молодежи сферу отдыха и развлечений, что приводит к социальной апатии, иждивенчеству, обнищанию духовного мира юношей и девушек. Однако свободное время необходимо рассматривать как одну из важнейших сторон социализации личности, включающей расширение диапазона ее адаптационных возможностей, реализацию творческих способностей и интересов, развитие морально-этических качеств.

    Реализация функций досуга всецело зависит от клубного работника, одна из основных задач которого – формирование культуры использования свободного времени учащимися, которая является важным признаком социального взросления и становления личности, отражающим уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком, в семье, школе, клубе, ближайшем микросоциуме, характеризующий природные ресурсы и творческий потенциал личности каждого школьника. Таким образом, культура использования свободного времени заключается не только в умении организовать свою внеурочную деятельность, но прежде всего в содержании этой деятельности и формах досуга.

    Структуру свободного времени можно представить в виде следующей схемы:

Свободное время

    Отдых                              Досуг                       Развивающая

                                                                                         деятельность

Виды деятельности, составляющие содержание свободного времени старших школьников рассмотрим с помощью таблицы.

 

Компоненты свободного времени Виды деятельности
Отдых Активный отдых:общение со сверстниками, занятия спортом и туризмом, прогулки, игры, отдых на природе. Пассивный (физический) отдых
Досуг Пассивно-репродуктивная или развлекательная деятельность:просмотр телепередач, кинофильмов, слушание музыки, посещение дискотек, концертов. Совместный семейный досуг Организованный коллективный досуг
Развивающая деятельность Интеллектуально-познавательная деятельность: чтение литературы, факультативы, занятия в профильных кружках (учреждения дополнительного образования, библиотеки, читальные залы) Творческая деятельность:занятия техническим и художественным творчеством, декоративно-прикладным и изобразительным искусством (студии, кружки, клубные объединения, внешкольные учреждения, центры творчества) Социально-полезная деятельность:активное участие в жизни класса и школы, работа детских общественных организаций, экологических, трудовых и попечительских объединений

 

    Отдых характеризуется функциональной направленностью на восстановление физических и психических сил. Досуг, помимо выполнения репродуктивной и развлекательной функции может содержать и развивающие виды деятельности.

    В развивающей деятельности преобладают познавательные, творческие виды работы.

    Одна из важнейших проблем социализации старшеклассников – развитие творческой активности. Анализ современных педагогических исследований позволяет к числу социально-значимых видов деятельности отнести:

    - во-первых, виды интеллектуально-познавательной и творческой деятельности, способствующие развитию у старших школьников умения мыслить логически, творческого воображения, фантазии, памяти, эмоционально-эстетических чувств, общекультурного уровня, интеллектуальных и специальных задатков и способностей, профессиональной ориентации;

    - во-вторых, виды социально-полезной деятельности, формирующие у старших школьников яркие морально-этические качества, способность адаптироваться в современной действительности, высокую социальную активность.

    Таким образом, культура использования свободного времени базируется на таком его компоненте как развивающая деятельность, познавательный, общекультурный и социальный характер которой должен оказывать влияние и на досуг и на отдых. Вследствие этого работникам культуры необходимо в работе со старшими школьниками апробировать ряд методов, позволяющих молодым людям овладеть через сферу развивающей деятельности системой знаний об окружающем мире и человеке, развить свои познавательные потребности и интересы, сформировать ценностные мировоззренческие взгляды уровень культуры интеллектуального труда и общей культуры личности, умение общаться как со сверстниками, так и с представителями других возрастных и социальных групп. В числе этих методов выделяются следующие:

    - общение-тренинг, осуществляемое в виде обучения деловому общению в тренинг-клубах;

    -  общение-игра, имеющее сюжетно-ролевой, познавательный, логический и проблемный характер;

    - компенсаторно-ролевое общение, выступающие как формирование умения общаться со сверстниками, взрослыми, младшими ребятами.

    Важное значение на современном этапе для процесса социализации имеет экономическое ориентирование старших школьников. Данная проблема решается при помощи следующих форм и методов: экскурсий, бесед, деловых игр, встреч с представителями различных производственных структур. Эти формы работы должны знакомить учащихся с системой знаний об основах современного производства и рынка труда, формировать экономическое мышление, помогать ориентироваться в рыночных условиях, развивать стремление к техническому и художественному творчеству.

    Возрастает роль процесса у старших школьников культуры жизненного самоопределения. Этот процесс осуществляется путем оказания помощи учащимся в освоении культуры своего народа, земли, своей семьи, осознании собственных способностей, овладении умениями реализовать себя как личность в процессе жизнедеятельности. Эта работа осуществляется через виды интеллектуально-познавательной, творческой и социально-полезной деятельности.

    Таким образом, культура использования свободного времени представляет собой синтез высокого уровня развивающей деятельности и

разветвленной структуры занятий из разряда досуга и отдыха, имеющих познавательную, общекультурную и нравственную направленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: