Основные направления и формы воспитательной и

культурно-досуговой деятельности для старшеклассников.

    Исходя из особенностей возраста и специфики клубной работы можно сделать вывод, что стержневой проблемой клубного воспитания старшеклассников является выявление и формирование их интересов. Осуществление этой проблемы производится в основном методом вовлечения старшеклассников в деятельность клубных объединений по интересам.

    Объединения по интересам – наиболее эффективная форма работы с детьми этой возрастной категории. Клуб помогает юношам и девушкам определить и расширить их интересы, способствует формированию познавательных потребностей.

    Клуб – это учреждение отдыха, досуга. Поэтому любое мероприятие, способствующее выявлению и формированию интересов, следует насыщать развлекательными и занимательными элементами, создавая тем самым определенную разрядку школьникам в свободное от занятий время.

    Клубная работа со старшеклассниками должна быть целенаправленной и систематической. В ней следует различать три этапа.

    На первом этапе следует изучить, какие вопросы больше всего привлекают юношей и девушек, заинтересовать их клубными мероприятиями, показать всевозможные результаты. Именно на этом этапе происходит знакомство клубных работников с теми, кого можно будет в будущем вовлечь в объединения по интересам.

    Клубные работники организуют выявление интересов школьников, живущих в микрорайоне данного клуба путем устного или анкетного опроса старшеклассников, по школам, используют отдельные формы клубной работы: диспуты на тему: «Интересно ли ты живешь?», выставки работ кружковцев, мероприятия «Добро пожаловать», «День техники», «День показа работы кружков».

    Для формирования устойчивых, глубоких интересов у старшеклассников необходимо длительное систематическое и целенаправленное воспитательное воздействие. Такое воздействие может быть осуществлено только на базе внутриклубных объединений.

    Выявив интересы и потребности школьников клубный работник переходит ко второму этапу своей деятельности – к вовлечению старшеклассников в клубные объединения, к созданию коллективов по интересам.

    По характеру организационной структуры можно дать следующую классификацию существующим клубным объединениям старшеклассников.

    1. Объединения по интересам. Однопрофильные и многопрофильные. В последних – несколько секций различных направлений. Объединения могут быть историческими и политическими («Мое Отечество», «Юный политик», «Летопись», «Планета»); научно-техническими – физиков и химиков («Меридиан», «Квант», «Электрон»), радиотехников и географов, биологов и геологов; художественными – театральные («Рампа»), поэтические («Алые паруса»), музыкальные («Камертон», изоискусства и архитектурные; кино- и фотодела; шахматно-шашечными, спортивными; авто- и мотодела и др. Эти объединения характеризуются четкостью проблематики, постоянным составом участников, широким самоуправлением школьников, направленностью деятельности на формирование интересов.

         2. Объединения-циклы. К данному виду объединений относятся клубные циклы лекций, тематических вечеров, экскурсий, диспутов, КВН и пр. Объединения бывают посвященными одной проблеме и разнотемными. Состав их посетителей непостоянен.

    3. Широкое распространение в настоящее время в клубах получили юношеские театральные студии, народные ансамбля, детские технические станции.

    При организации любого клубного объединения первостепенной задачей является создание коллектива, который в наибольшей степени может содействовать нравственному воспитанию членов объединения. Коллектив, способствующий установлению устойчивых отношений между отдельными членами, делает состав объединения более постоянным, помогая тем самым осуществлять более глубоко работу по выявлению и формированию интересов и препятствуя возможной текучести участников. В центре внимания каждого члена объединения становятся общественные коллективные интересы.

    Целью участников клубного объединения должна стать совместная  общественно-полезная деятельность. Юношам и девушка необходимо знать, что занятия в объединении будут не только помогать им в развитии интересов, но и потребуют от них общественно полезной отдачи. Например, целью работы художественных коллективов является регулярное выступление с концертными номерами перед населением района и т.д.

    Участие в общественно полезной деятельности будет формировать интересы в направлении общественной значимости, что особенно важно в нравственном воспитании.

    Четкая организационная структура клубного объединения – основа успешной работы. Она определяет характер деятельности клубного объединения и способствует улучшению дисциплины, созданию атмосферы взаимовлияния, укреплению коллектива.

    Главным в организации клубного объединения является выявление групп наиболее активных и увлеченных ребят. Они решают вопрос о названии клуба, его эмблеме, символике, традициях. В старшем школьном возрасте ребят еще не перестала привлекать символика, атрибутика. Это те элементы игры, которые принимаются с интересом, помогают сплочению коллектива.

    Основу самоуправления каждого клубного объединения составляет совет.

    Важнейшей обязанностью членов совета объединения является вовлечение в клуб постоянных участников и организация повседневной деятельности коллектива. Совет клуба состоит из 5-7 человек. Он избирается на собрании. Между членами совета распределяются обязанности по организации работы. Заседания совета проводятся еженедельно. Совет отчитывается перед всеми членами клуба. Совет и активисты составляют положение (устав), являющееся своеобразной программой будущего объединения. В положении, или уставе, определяются цели и задачи созданного объединения, его структура, права и обязанности членов, руководителей объединения, традиции, правила приема в клуб.

    На первых заседаниях совета клуба составляется план работы. Работники клуба, основываясь на требованиях времени, а также на пожеланиях ребят, высказанных в прошлом году, еще летом продумывают наметки плана, которые предлагают членам совета на обсуждение. Кроме того, каждому члену совета заранее поручают пройти по классам своей школы и выяснить (путем устного опроса), какие формы клубных мероприятий особенно интересуют ребят. Совет клуба при обсуждении

плана проявляет большую самостоятельность. План вывешивают в клубе, в школе, на видном месте в поселке.

    Все последующие заседания совета посвящаются организации. Подготовке и проведению мероприятий. Ребятам дают задание продумать предложения по проведению предстоящего вечера, КВН, диспута и пр. На заседании обсуждают предложения, составляют примерный план вечера и разрабатывают проект оформления зала, проверяют и обсуждают выполнение поручений, окончательный план вечера, эскиз пригласительного билета, афишу, распределяют обязанности, определяют ответственных за дежурство у входа, оформление зала, порядок. Пригласительные билеты ребята раздают сверстникам своей школы. Позже члены совета вместе с руководителями клуба обсуждают удачи и недостатки прошедшего вечера, реакцию ребят на отдельные элементы.

    Заложив основы внутриклубного коллектива, определив его организационную структуру, устав, избрав совет или правление можно приступать к третьему этапу работы – развернуть творческую и организационную деятельность созданного клубного объединения.

    В деятельности клубного объединения по интересам могут быть использованы различные формы клубной работы: КВН, тематические вечера, кинопоказы, книжные выставки, праздники, устные журналы, диспуты, игры, викторины, беседы, выставки, встречи с интересными людьми, вечера вопросов и ответов, заочные путешествия, творческие конкурсы, научно-практические конференции и пр. Эффективность использования форм клубной работы определяется их целенаправленностью в тот или иной период деятельности клубного объединения по интересам.

    Первые занятия клуба должны привлекать новыми темами, новыми интересными именами ведущих, рассказчиков, не известным ранее содержанием.   Главной и необходимой предпосылкой возникновения

интересов является столкновение человека с чем-то новым, ранее не известным. Важно найти именно такие темы для мероприятий, которые не повторяют, а углубляют материал школьных уроков. Важным элементом процесса выявления и формирования интересов является занимательность и эмоциональность преподнесения нового или уже известного материала. Занимательность вызывает, как правило, удивление, которое является одним из первичных актов познания. Узнавание нового в таких условиях вызывает сильную эмоциональную реакцию. Появляется состояние заинтересованности, которое является отправной точкой в развитии пытливости, любознательности, стремления к знаниям, к совершенствованию в данной области. При формировании интересов занимательность должна присутствовать как в отборе фактов, раскрывающих содержание вопроса, так и в форме их подачи.

    Созданию атмосферы занимательности способствуют разнообразные викторины, сюжетно-ролевые игровые программы, игры-доказательства.

    Вечера научной фантастики, любителей фантастики (совместно с библиотекой) обсуждений книг известных писателей-фантастов, просмотр фантастических фильмов, могут сделать работу объединений любителей науки и техники в высшей степени занимательной и эмоционально насыщенной.

    Испытанной занимательной формой, эффективно способствующей формированию интересов у старшеклассников, являются КВН. Для старшеклассников КВН – это турниры на остроумие, смекалку, конкурсы, развивающие познавательную деятельность. Наибольший эффект в развитии познавательных интересов дают тематические КВН, например театральный, музыкальный «твори, выдумывай, пробуй», «Физика вокруг нас», «Твой любимый литературный герой», «тайны вокруг нас» и т.п.

    Тематические КВН позволяют привлекать к их подготовке и проведению учителей школ. Организуя КВН с познавательным уклоном,

необходимо вносить в них элементы подвижных игру в виде «физической разминки».

    КВН – это игра и, как всякая игра, обладает своими правилами.

1. КВН – это соревнование веселых и находчивых, требующее от участников смекалки, ловкости, сообразительности, остроумия, настойчивости, хорошей памяти, определенного культурного уровня.

2. КВН не только соревнование, но и эстрадное представление. Поэтому все, что происходит на сцене, должно сочиняться заранее.

3. КВН – не импровизация в чистом виде. Его всегда надо тщательно готовить.

4. Горячая поддержка аудитории необходима для игроков КВН. Конкурс для болельщиков был необъемлемой частью встреч.

5. проводя КВН, необходимо создать атмосферу веселья, активности, в которой легко и радостно работать всем: и командам и организаторам, и жюри, и зрителям.

6. Важно, чтобы игра шла бесперебойно. Это обеспечивается активностью помощников ведущего и умным сочетанием конкурсов заданий в программе.

7. Основу КВН всегда составляют конкурсы.

8. В КВН необходимо использовать реквизит. Он должен быть удобным в использовании, красочным и привлекательным, отражать суть материала, тему.

9. Важный компонент КВН – музыка. Музыкальное и шумовое оформление должно присутствовать обязательно. Но большее предпочтение отдается «живому» исполнению.

10. В КВН должен быть обязательно элемент познавательности.

                Начинать подготовку к КВН необходимо:

1) с выбора темы и подготовки конкурсов-соревнований;

2) с написания сценария – добротный сценарий – основа успеха.

     Составляя программу КВН, нужно стремиться к тому, чтобы в ней чередовались разные игровые формы, менялись эстрадно-сценические приемы проведения состязаний. Программа вечера должна быть разнообразной по содержанию и хорошо рассчитана по времени.

    Существенной частью программы любого вечера КВН являются творческие поиски и находки его участников. Стержень любой программы КВН – выдумка и изобретательность ее составителей. При составлении программы нужно учитывать возраст. Задания должны быть не очень сложными.

    Сценарий КВН включает в себя традиционные конкурсы: приветствие, разминка, конкурс капитанов, болельщиков, домашнее задание, БРИЗ (бюро по рационализации и изобретениям), музыкальный конкурс.

    В развитии интересов старшеклассников важна актуальность материала и общественно практическая значимость вопроса. Это достигается организацией встреч с интересными людьми, учеными, артистами, представителями разных профессий «Советы мудрых», «Защитники Родины – мои родственники», экскурсий, выставок. Таким образом клубный работник решает задачи нравственного, гражданского воспитания.

    Учитывая поисковый характер интересов, необходимо создавать проблемную ситуацию, т.е. такое положение, при котором участники клубов уберждаются в недостаточности знаний в избранном вопросе. Здесь уместно использовать такие формы как конкурсы,    олимпиады,

викторины, игры. Интересны эстафетные викторины типа «Кто быстрее?» При подготовке викторины ребята могут придумать свои вопросы на определенную тему («Культура Могилевщины», «Исторические личности») или ограничиться какими-то хронологическими рамками.

    Турнир-викторина – занимательная игра, сочетающая в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ребята ищут и задают вопросы, предлагают занимательные задания, познавательные задачи).

    Одной из клубных форм, способствующих созданию проблемой ситуации, является «пресс-конференция» для старшеклассников различных школ. Сначала задают вопросы учащиеся – отвечают приглашенные (физики, учителя, техники, рабочие и т.п.). Затем гости – ребятам и юнкорам. Такие конференции проходят живо и выявляют уровень знаний в данной области, закрепляют интерес для дальнейшего изучения затронутых проблем.

    Творческая самостоятельность и активность ребят – необходимое условие формирования интересов старшеклассников. Важно, чтобы каждое мероприятие включало выступление самих старшеклассников. Наиболее эффективной формой становится диспут.

Так в клубе «Познай себя» возможет диспут на тему «Можно ли изменить свой характер?», «Что такое духовность человека?» и т.д. Диспуты требуют тщательной подготовки. Чтобы диспуты проходили активно, ребята должны знать содержание обсуждающейся проблемы.

    Диспут характеризуется следующими особенностями:

    - обеспечивается коллективное обсуждение той или иной проблемы;

    - проблемы критические анализируются в выступлениях спорящих сторон; поиск истины ведется в обстановке напряженного состязания выступающих, отстаивающих свою точку зрения;

    - отсутствует назидательность, авторитарность, каждый имеет возможность изложить свою позицию.

    Творческие научно-практические конференции способствуют развитию активности и самодеятельности ребят.

    В период развития активности и самостоятельности особое значение приобретает мобилизация старшеклассников на общественно-полезную деятельность. Совместное выполнение общественных заданий, выражающих цель каждого клубного коллектива, становится особенно своевременным и необходимым. Многое узнав и многому научившись, юноши и девушки получают наибольшее удовлетворение от общественно полезной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: