Коммерческая деятельность учреждений культуры

Клубного типа

    План:

1. Особенности бюджетного финансирования сферы культуры.

2. Позиции специалистов о коммерции в культуре.

3. Типы культуры – фундаментальная культура и массовая культура, их особенности.

4. Понятие «культурно-коммерческие формы досуга», их виды в клубных учреждениях области.

 

1. Никто не станет оспаривать тот факт, что впервые за последние десятилетие отрасль культуры республики получила мощную государственную поддержку. Так на развитие культуры из средств республиканского бюджета в

2006 г. было израсходовано в 4,5 р. Больше средств в сравнении с 2001 г. И только благодаря целенаправленной поддержке государства, разработке и реализации программ национального возрождения белорусской культуры сохранен культурный потенциал страны.

         И вместе с тем, в сфере общественной жизни, культура еще не рассматривается как основное направление развития. В обществе медленно осознается, что нравственно-духовные вопросы, так же как экологические и экономические являются решающими  при переходе к устойчивому развитию. Поэтому реальное отношение общества к культуре выражается в недостаточном выделении финансовых средств на ее развитие. А ограниченность финансовых средств не дает возможность наращивать сеть учреждений культуры, укреплять их обновлять ее материально-техническую базу.

    Одна из важнейших задач на современном этапе – это поиск путей увеличения учреждениями культуры собственных внебюджетных доходов.

2. В сфере культуры несколько лет назад сложилась парадоксальная ситуация, когда бюджетное финансирование культуры было очень мизерным, а альтернативные источники финансирования еще не сформировались и тогда очень остро стоял вопрос не просто о развитии культуры, а хотя бы о сохранении того потенциала (кадрового, м/технического) который еще остался.

    В среде работников культуры, в прессе активно обсуждался вопрос о коммерции в культуре. Мнение специалистов было неоднозначно и выделялись 4 позиции:

    - коммерция в культуре недопустима, а значит бюджетное финансирование – единственный источник выживания культуры;

    - коммерцию следует признать как некую неизбежность;

    - в культуре допустимы и даже желательны некоторые элементы коммерции;

    - культура может выйти из кризисного состояния только путем коммерческой деятельности.

3. А сейчас мы разберем два типа два пласта культуры.

1.Во все времена существовала и будет существовать, так называемая, фундаментальная культура – культура, несущая в себе огромный духовно-нравственный потенциал, обеспечивающая преемственность традиций. Это классическое и современное искусство, традиционная народная культура (ремесла, фольклор, народные обряды и праздники)

2.Параллельно существует культура массовая, коммерческая, удовлетворяющая повседневную потребность населения в отдыхе, в восстановлении физических сил, в развлечениях. Эта культура понятна и доступна широким слоям населения и поэтому население готово за нее платить – это дискотеки, ночные клубы, казино, компьютерные центры, дансинги…

    Поэтому массовая культура в отличие от фундаментальной развивается на принципах самофинансирования. Прибыль, полученная за счет проведения массовых мероприятий направляется на развитие фундаментальной культуры.

    Фундаментальная культура требует внешних источников финансирования (бюджетных, спонсорских, меценатских). Полученные таким образом средства идут на разработку и реализацию конкретно-целевых программ культурного развития «Народные ремесла», «Эстетическое воспитание молодежи», «Дети Беларуси». Часть средств расходуется на содержание учреждений фундаментальной культуры – театры, музеи, выставочные залы, Дома фольклора, ремесел.

    Если повнимательнее присмотреться к работе современных культурных учреждений, то в их деятельности прослеживаются два типа культуры. С одной стороны клубы и ДК в основном ориентированы на развитие национальной (фундаментальной) культуры, а с другой – в их деятельности все большее место занимают коммерческие формы работы. Это досуговые мероприятия, основанные на использовании дорогой техники – игровые автоматы, компьютеры, видеозалы.

    Таким образом, современные клубные учреждения занимают промежуточное положение среди учреждений фундаментальной и массовой культуры. Возможно, здесь заложены преимущества клубной работы. То есть статус и положение клубных учреждений свидетельствует в пользу внедрения платных услуг.

    Сегодня 100% бюджетное финансирование культуры невозможно и следует преодолеть иждивенческие настроения как у населения, так и у клубных работников в отношении  «бесплатности клубных услуг». Следует искать альтернативные способы финансирования культуры – через социально-творческие заказы, внедрение платных форм работы – дисковечера, игровые и шоу-программы, аукционы, лотереи и т.д.

    Очень многих смущает сам термин «платные услуги», который в нашем сознании ассоциируется со сферой бытового обслуживания. Услуг может и не быть, но культурно-коммерческие формы досуга (ККФД) – термин более приемлемый в клубной практике.

    ККФД – это те формы организации досуга населения, на которые есть спрос и за которые это население готово и в состоянии платить деньги. В этом смысле в качестве ККФД могут выступать и традиционные концерты художественной самодеятельности и ультрасовременные шоу-программы с использованием новейшего светомузыкального оборудования, если только они способны удовлетворить спрос жителей вашего региона.

    Ассортимент возможных видов ККФД достаточно широк и зависит от:

- возможностей клубного учреждения;

- профессионализма его работников;

- спроса у населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: