Профессиональные качества специалистов

Социокультурной сферы

         Одной из важнейших статусных характеристик культуры является ее кадровый состав, что объединяет людей специфических специальностей: актеров, музыкантов, художников, руководителей художественных коллективов, преподавателей школ искусств, средних специальных и высших учебных учреждений, библиотекарей, руководителей и работников управлений и отделов культуры, а также учащихся. Студентов, аспирантов сферы культуры.

    Кадры культуры в целом – это устойчивая, действенная, разветвленная система, которая способна самостоятельно удовлетворять все основные художественно-культурные запросы общества и эстетические нужды людей: обучение искусству детей, подростков и молодежи; обеспечение нужд профессиональных и самодеятельных художественных коллективов в исполнителях и руководителях; подготовка и повышение квалификации кадров культуры;   формирование профессорско-преподавательского корпуса; межгосударственные художественные связи Беларуси.

    Анализ динамики основных показателей развития кадрового потенциала сферы культуры показывает, что в кадровой политике происходят положительные сдвиги. С 1999 г. по 2008 г. выявилась тенденция увеличения общего количества тех, кто работает в сфере культуры и искусства. За этот период она возросла на 700 человек. Увеличилось количество руководителей, которые имеют высшее и среднее специальное образование.

    Рассматривая уровень образования заведующих районных и городских отделов культуры, нужно отметить, что на протяжении последних десятилетий первоочередное значение получили не столько руководящие навыки и умения заведующие, сколько их творческие и индивидуальные способности, общие и специальные знания. Абсолютное большинство руководителей имеет высшее образование. Что касается базового образования заведующих отделами, то больше половины из них имеют специальное образование в области культуры и искусства. Преимущественно это выпускники Белорусского государственного университета культуры и искусств, Белорусской академии музыки, училищ культуры и искусств. Второе направление образования – педагогическое. Третья часть из них закончили педагогический университет или Белорусский государственный университет, преимущественно исторический или филологический факультет.

    Изучение профессиональных качеств специалистов социокультурной сферы свидетельствует: абсолютное большинство руководителей учреждений культуры в перспективе хотели бы принимать на работу работников с высшим специальным образованием. Преимущество отдается выпускникам Белорусского государственного университета культуры и искусств.

    Выпускники средних специальных учебных заведений оказываются наиболее подготовленными в области педагогики и по основной специальности за счет большого количества практических занятий, предусмотренных программами обучения. Поэтому они неплохо справляются с организацией и руководством самодеятельными коллективами и любительскими объединениями. В целом же полный портрет специалиста, которого хотело бы иметь учреждение культуры клубного типа, пока выглядит приблизительно следующим образом: это мужчина с высшим

образованием, выпускник Белорусского государственного университета культуры и искусств, который имеет довольно большой опыт работы.

    Наряду наиболее действенных методов повышения эффективности человеческого фактора одно из важнейших мест занимает работа с кадрами. Это получило особую актуальность в условиях перехода к рыночным формам хозяйствования. Очевидно, что успех приходит к тем, кто сумел построить разумную кадровую политику, которая опирается на систему научных культурологических знаний.

    Гарантия занятости для постоянных кадров не равнозначная сохранению работы по специальности. При необходимости работники должны проходить переподготовку и переводиться на другие участки работы. Порой горизонтальное перемещение, связанное с предоставлением больше творческой высокооплачиваемой или престижной работой, выступает альтернативой повышения по служебной лестнице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: