Эффективные формы взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, в рамках работы консультационного центра

Книс Елена Анатольевна, воспитатель

Орешкина Елена Александровна, воспитатель

МДОУ Детский сад «Настенька»

Г.Абакан

 

Аннотация: В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена одна из эффективных форм взаимодействия с семьей - совместные практические занятия, частью которых стала артикуляционная гимнастика с использованием продуктов питания. Статья содержит теоретическое обоснование необходимости тесного сотрудничества с семьями, воспитывающими детей с нарушениями развития, а также практический материал для организации совместной деятельности.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, логопедия, консультационный центр, дети с ОВЗ, взаимодействие с родителями, артикуляционная гимнастика,

Все родители мечтают вырастить здорового и умного ребенка. Для этого они делают все, что только могут – кормят, одевают своего малыша, покупают ему много красивых и дорогих игрушек. Именно родители – самые главные, добрые, любящие и внимательные педагоги ребенка на протяжении всей его жизни! Однако, появление в семье «особенного» ребенка приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи.

 Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, таким, какой он есть, чтобы направить свои усилия на восстановление его здоровья, развитие и образование.

 Таким образом, реабилитация должна быть направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью. Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка.

       В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.

Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.

Для решения данной проблемы в нашей группе мы являемся консультационным центром.

      Специалисты центра оказывают помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, детей-инвалидов, повышают педагогическую грамотность родителей, знакомят их с возможностями современного образовательного процесса.

 Родители детей, посещающих консультационный цент, знакомятся с положительным опытом обу­чения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ на примере других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной адаптации и интеграции ребенка в обществе, активно включаются в процесс его реабилитации и личностного развития.

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Очень часто у детей с ОВЗ и детей-инвалидов сопутствующим нарушением развития являются дефекты развития речи. Таким образом, одной из образовательных потребностей является необходимость получения ими логопедической помощи.

 Для того чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить цель и задачи логопедической работы.

Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Задачи взаимодействия:

1.Сформирование у родителей желания помогать ребенку.
2.Формирование мотивации к участию в образовательном процессе.
3.Повышение уровня педагогической компетенции родителей.
4.Информационная и дидактическая поддержка семьи.

Формы работы с семьей многогранны. На консультационном пункте мы используем следующие формы работы:

№ п./п. Формы работы Практическая значимость
1. Тестирование и анкетирование Позволяет выявить наиболее актуальные проблемы, существующие у родителей.
2. Домашние игротеки Позволяет родителям познакомиться с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время.
3. Родительские пятиминутки Позволяют родителям получить кратковременные личные консультации.
4. Консультации-практикумы Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Наиболее результативным является сочетание всех форм взаимодействия с семьями воспитанников. В практике нашей работы особую популярность получили совместные практические занятия, частью которых стала артикуляционная гимнастика с использованием продуктов питания.

 Данная форма проведения артикуляционной гимнастики удобна для выполнения в домашних условиях. Нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Для того чтобы консультативная помощь специалистов могла стать эффективной, необходимо, чтобы работа с ребенком быть систематичной и постоянной. Этого можно добиться только при многократных повторениях дома. Поэтому мы считаем важным, научить родителей правильно выполнять артикуляционную гимнастику разнообразными способами, в том числе с использованием продуктов питания.

«Сладкая зарядка» (упражнения с Чупа-чупсом)

      Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий Чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем:

- сожмите Чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд;

- удерживая Чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону;

- приоткройте рот, губы разведите в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку Чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком;

- поднимите широкий язык к небу, прижмите Чупа-чупсом «грибок» к небу;

- двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Упражнения для языка с напитком "Не расплескай… "

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 5 -10 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 5 -10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 5 -10 раз.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: