Тема 2. Лирика С.А. Есенина о России, о природе

Тема 1. Жизнь и творчество С.А. Есенина

Начало XX в. в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Однако в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определённой школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Александрович Есенин, чьё творчество стоит особняком в пёстром и многообразном мире поэзии начала века. Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению дей-

ствительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Тем не менее не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное — в истоках его таланта.

Так, до конца дней оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы», он не хотел называться крестьянским поэтом. Подписывая декларацию имажинистов, он тоже не чувствовал себя связанным их программой. Творческий путь С. А. Есенина охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками, экспериментами.

 Детство и юность поэта прошли в селе Константинове, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:


Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.


Всего 20 лет было Есенину, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в ноябре 1915 г. с датой на обложке — 1916. Значительная часть сборника — это стихи, «идущие от жизни», от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни. Наиболее характерное из них — стихотворение «В хате»:


Пахнет рыхлыми драчонами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.


Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придаёт стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии

становится волшебным, сказочным, манящим («Берёза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным («Коровка», «Лисица», «Сукин сын»). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари…»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не её, а свои чувства и переживания,

причём по-юношески романтично и трогательно:

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина ещё одной весьма заметной особенностью — любовью ко всему живому. В стихах Есенина животные наделены человеческими чувствами. Они как бы «родня» человека: «И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове»,—писал Есенин.

С необычайной любовью и жалостью писал он о животных. Его «Песнь о собаке», которую он читал Горькому, глубоко тронула писателя. В очерке «Сергей Есенин» Горький вспоминал: «Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных». Об этом можно судить и по стихотворению «Корова»:


Сердце неласково к шуму,

Мыши скребут в уголке.

Думает грустную думу

О белоногом телке.


Это стихи человека, любящего всё живое, смотрящего на мир как на единое целое. В таком взгляде были отголоски очень древнего представления о человеке и природе, надолго удержавшегося в сознании крестьянства.

Эти традиционные представления оказались непреходящими по своей этической значимости. Таковы наиболее характерные мотивы раннего творчества Есенина, прозвучавшие в его первом сборнике «Радуница» и других стихотворениях 1910-х гг. Многие из них получат своё дальнейшее развитие в последующем творчестве поэта.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Всё многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастают в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в её осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя

родная…». Поэт признаётся в любви Родине и фактически ставит её выше рая, выше небесной жизни:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

В марте 1915 г. произошло событие, предопределившее литературную судьбу Сергея Есенина: приехав в Петербург, он встретился с Александром Блоком. На Блока эта встреча тоже произвела впечатление. Свидетельствует об этом запись, сделанная Блоком в дневнике: «Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык».

Вывод. Для ранней поэзии Есенина характерна гармония, в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов, раздвоения лирического героя, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах поэт является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

 







Тема 2. Лирика С.А. Есенина о России, о природе

 

Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами отобразилась в стихах, полных любви к русской земле:


О Русь — малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.


Боли и невзгоды крестьянской Руси, её радости и надежды — всё это отобразилось в поэзии Сергея Есенина. «Моя лирика,— не без гордости говорил Есенин,— жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины —основное в моём творчестве».

Это Есениным сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты, самые неожиданные метафоры, самые смелые олицетворения.

Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина — рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас.

Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспел в своих стихах. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов — это признание в любви родным полям, берёзкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь — и он погибнет, ведь поэт живёт и дышит Родиной.

Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё написанное им проникнуто чувством родины.

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле.

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.

От проникновенных стихов о стране «берёзового ситца», шири её степных раздолий, шуме зелёных дубрав до тревожных стихов-раздумий о судьбах России в суровые грозные годы — каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине:


Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.


Любовь к России поэт показывает через любовь к полям, рекам, лугам. Можно даже сказать, что это не просто природа или родина, это особый цельный образ, который можно назвать ПРИРОДА — РОДИНА.

«Сыплет черёмуха снегом» (1910)

• Свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом;

• полноценное и многообразное принятие всего богатства природы.

Метафоры и эпитеты: «сыплет черёмуха снегом»; «никнут шёлковые травы»; «Ой вы, луга и дубравы,— Я одурманен весной!»

«Край любимый! Сердцу снятся…» (1914)

В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в её мир, говорит её языком.

Риторическое обращение: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Эпитеты и метафоры: «гарь в небесном коромысле»

«Запели тёсаные дроги» (1916)

В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой — «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тёсаным дрогам. И вот из этого противоречия выплёскивается признание:


О Русь, малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску


«О верю, верю, счастье есть…» (1917)

В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит «златая Русь», волнуется «неуёмный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовёт Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полёт»

«Русь Советская» (1924)

Стихотворение показывает сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны, поэт учится постигать «в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой

«душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш»;

• грусть и радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далёкой стороны»;

• новый свет другого поколения не греет

«Возвращение на родину» (1924)

• Жизнь не даёт покоя и умиротворения. Она несёт на родную землю неумолимые перемены;

• надвигается страшный железный гость, обдаёт стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь Богу негде

помолиться»

«Неуютная жидкая лунность» (1925)

В стихотворении поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной страны.

А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и её лачугами, сохой и песней тележных колёс

«Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925)

• Исповедальность стихотворения;

• философские размышления;

• глубокий, осмысленный взгляд; насыщенные образы, богатая образность: «равнина дорогая», «ковыль, бревенчатая изба»;

• употреблена инверсия; градация; оксюморон; конец стихотворения звучит как эпитафия: готов всё любить, но полюбить не чтобы жить, а чтобы умереть

Вывод. — Итак, природа у С. А. Есенина — не только одна из главных тем, но и ключ к его поэтической образности. Словесный образ, по мнению поэта, отражает «узловую связь природы с сущностью человека» («Облетает моя голова, куст волос золотистых вянет…», «Увяданьем

золота охваченный, я не буду больше молодым…» и др.). Каждый поэтический образ определён жизнью, в нём проявляется диалог поэта с миром — природой, землёй. В точной проникновенности образа — творческий дар и жизненная философия поэта. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы.

Проникнув в мир поэтических образов С. А. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой берёзы, старого клёна, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: