Тема 4. Философская лирика С.А. Есенина

Мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина. Человек — странник и гость на земле, будь то странник-богомолец, бродяга или просто утративший все связи с прошлым человек. «Только гость я, гость случайный На полях твоих, земля!» — говорит поэт. Образ дороги — один из самых частых в его лирике — представляет собой метафору жизненного пути человека, в скоротечности и непрестанном движении этого пути. Человек приходит в мир, проходит свой путь и в свой срок уходит из жизни, как гость из гостеприимного дома:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник:

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом…

Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром.

Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» и «Отговорила роща золотая…» — яркие образцы того, как через взаимные уподобления человеческого и природного лирический герой приходит к примирению с неизбежным уходом и к благодарному приятию жизни. В обоих стихотворениях звучит мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца.

Те же мотивы — предчувствия смерти и радостного приятия жизни — звучат и в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…». Но здесь акцент сделан на радости земного бытия, в котором есть красота, любовь, поэзия, разнообразие эмоций, счастье:


И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.


Стихотворение, которое можно назвать итоговым,— «Цветы мне говорят: прощай…» (1925),— повторяет и суммирует все философские прозрения поэта, всю сложность и гармоничность бытия. Стихотворение построено на антитезах: любви и разлуки, смерти и полноты жизни, цикличности и неповторимости. В то же время в нём нет непримиримых противоречий, оно полно гармонии; все крайности разрешаются в вечности и разнообразии бытия. Поэт чувствует, что жизнь человека

должна раствориться в круговороте бытия, «что всё на свете повторимо». При этом в последней строке стихотворения заявлена его, быть может, главная мысль — о неповторимости каждого цветка, каждого индивидуального существования, которое именно благодаря этой своей неповторимости оказывается ценным.

 «Не жалею, не зову, не плачу..."

Тема стихотворения — предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, её осмысление. Человек в восприятии поэта — часть мира природы, а в природе всё разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и всё в мире. И со смертью одного жизненный круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы

тоже «процвесть», тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть. Вот почему всё венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

По своему философскому содержанию — размышление о жизни в предчувствии смерти — есенинское стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» перекликается с пушкинским «Вновь я посетил тот уголок земли…». Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в своё время у Пушкина, звучит оригинально и неповторимо. В этом стихотворении поэт создаёт яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром «рябины красной», ощущая себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Состояние природы отражает состояние души лирического героя.

 «Мы теперь уходим понемногу…»

Есенин убеждён, что нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменять её темп. Нужно жить, понимая, что ты — не хозяин природы, мира, а их часть. Видя уход в мир иной близких ему людей, лирический герой и сам ощущает приближение смерти. Он понимает, что это может произойти в любой момент. От такой мысли становится жутко и тоскливо, ведь жизнь так прекрасна и так не

хочется прощаться с ней… Тем более лирический герой уверен, что мир усопших не имеет ничего общего с нашим миром:


Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.


Но стихотворение заканчивается жизнеутверждающе, как и почти вся философская лирика Есенина. Пока ещё есть время, нужно ценить и дорожить тем, что ты живёшь, любить людей, восхищаться природой, жить в гармонии с собой и окружающим миром.





Вывод.

— Поэзия Есенина, к какому бы периоду — раннему или зрелому — она ни относилась, всегда оставляет у читателя ощущение гармонии бытия, щедрого разнообразия жизни с её радостями и тревогами. Она оставляет ощущение ценности каждой жизни во Вселенной, острое и живое чувство связи человека со всем живущим, со всем, что его окружает. С новой силой звучат сегодня есенин-

ские строки: «Как прекрасна Земля и на ней человек!». Идут годы, сменяются поколения, но остаётся вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем хрупком мире голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: