| Н-Н Непосредственный раздражитель – непосредственная реакция | До 5-6 месяцев | Развиваются ассоциативные зоны коры. Слово пока просто звук, такой же раздражитель, как и любой шум, свет, температура и т.д. |
| С – Н Слово – непосредственная реакция | 5-8 месяцев | Слово уже является сигналом второй сигнальной системы. Пройден период генерализации, когда главным были сам звук, интонация, индивидуальные особенности говорящего. Пройден и период дифференциации, слово уже обозначает предмет, человека, ситуацию. Можно говорить о том, что вторая сигнальная система сформирована, слово уже стало «сигналом сигналов». |
| Н – С Непосредственный раздражитель – слово В начале этого этапа слово – просто моторная реакция, которая формируется на основе имитации, инстинкта подражания. | От 8 месяцев до 2 лет | Непосредственным раздражителем служит ситуация, предмет, человек. Ребенок уже может обозначить эти раздражители словами. Формируются ассоциации: вначале слово – интегратор 1 порядка (конкретная кукла, огонь, но не спичка, не лампа). К концу 2 года появляются слова – интеграторы 2 порядка (куклы, машинки, огонь – все, что светит). |
| С – С Слово – слово, диалог | 3 – 4 года | Появляются слова – интеграторы 3 порядка – все игрушки, цветы, животные. Сформированы представления о соотношении вещей: больше, меньше. Словарный запас 500 – 700 слов. Сформированы речевые стереотипы. |






