Этапы развития речи у детей
Н-Н
Непосредственный раздражитель – непосредственная реакция
| До 5-6 месяцев
| Развиваются ассоциативные зоны коры. Слово пока просто звук, такой же раздражитель, как и любой шум, свет, температура и т.д.
|
С – Н
Слово – непосредственная реакция
| 5-8 месяцев
| Слово уже является сигналом второй сигнальной системы. Пройден период генерализации, когда главным были сам звук, интонация, индивидуальные особенности говорящего. Пройден и период дифференциации, слово уже обозначает предмет, человека, ситуацию. Можно говорить о том, что вторая сигнальная система сформирована, слово уже стало «сигналом сигналов».
|
Н – С
Непосредственный раздражитель – слово
В начале этого этапа слово – просто моторная реакция, которая формируется на основе имитации, инстинкта подражания.
| От 8 месяцев до 2 лет
| Непосредственным раздражителем служит ситуация, предмет, человек. Ребенок уже может обозначить эти раздражители словами. Формируются ассоциации: вначале слово – интегратор 1 порядка (конкретная кукла, огонь, но не спичка, не лампа). К концу 2 года появляются слова – интеграторы 2 порядка (куклы, машинки, огонь – все, что светит).
|
С – С
Слово – слово, диалог
| 3 – 4 года
| Появляются слова – интеграторы 3 порядка – все игрушки, цветы, животные. Сформированы представления о соотношении вещей: больше, меньше. Словарный запас 500 – 700 слов. Сформированы речевые стереотипы.
|