Особенности вегетативной регуляции у детей, регуляция деятельности сердца

МП — 20 мВ (у взрослых — 70—90 мВ), медленное проведе­ние возбуждения, автоматизм симпатических нейронов. Медиатором симпатических ган­глиев является адреноподобное вещество (у взрослых — ацетилхолин).

Автоматизм клеток симпатических гангли­ев и низкий мембранный потенциал симпа­тических нейронов новорожденных объясня­ются функциональными особенностями мем­браны нейронов, обладающей высокой про­ницаемостью для ионов натрия, что приво­дит также к спонтанной активности этих нейронов.

Особенности регуляции деятельности сердца у детей разного возраста.

1. У плода и новорожденных детей регуляция сердечной деятельности осуществляется главным образом симпатической нервной системой. Тонус симпатических нервов поддерживается во внутриутробном периоде за счет некоторой гипоксии плода, а у новорожденных - за счет афферентной импульсации с рецепторов кожи, внутренних органов, а главное, с рецепторов мышц (проприорецепторов). Блуждающий нерв в отличие от взрослых людей, не оказывает регулирующего влияния на работу сердца. Это связано с отсутствием тонуса их ядер. Тонус ядер блуждающих нервов появляется при (умение держать головку) в 3-4-месячном возрасте. Заметное урежение сердечного ритма возникает в связи с реализацией позы стояния в возрасте 1 года. К трём годам тонус блуждающего нерва приближается к уровню взрослых людей.

2. Изменение типа регуляции сопровождается следующими изменениями работы сердца;

.  замедляется сердечныйритм

.  удлинняется диастола, а в связи с этим увеличивается сила сердечных сокращений

. 3. В связи с изменением типа регуляции и установлением функциональных реципрокных взаимоотношений между ядрами блуждающего нерва и дыхательным центром, у детей и подростков появляется дыхательная аритмия. Во время выдоха тонус блуждающего нерва повышается, что приводит к замедлению сердечногоритма, а   во время вдоха, напротив, частота сердцебиения возрастает.

4. В период полового созревания, когда вновь происходит нейрогуморальная перестройка организма, у подростков может возникнуть функциональная экстрасистолия.

Нервная регуляция тонуса сосудов плода не выражена. Рефлекторные влияния с хемо- и барорецепторов аорты и синокаротидной области на сосуды новорожденных имеются, но выражены слабо, они изменчивы и имеют главным образом прессорный характер. Депрессорный эффект с аортальной рефлексогенной зоны отсутствует. Он появляется к 3-4 месяцам жизни, одновременно с формированием тонического влияния блуждающего нерва на сердце. Полагают, что тонус сосудов новорожденных регулируется в основном ренин-ангиотензиновой системой. Только к концу первого года жизни при раздражении хеморецепторов появляется хорошо выраженное повышение артериального давления в ответ на гиперкапнию и гипоксию. Начинают работать механизмы перераспределения кровотока при переходе от покоя к двигательной активности.

Особенности вегетативной регуляции у детей, регуляция дыхания.

Регуляция дыхания

На 6-м месяце внутриутробного развития все основные механизмы центральной регуляции дыхания сформированы уже достаточно, чтобы поддержать ритмическое дыхание 2— 3 дней, а начиная с 6,5—7 мес. плод жизнеспособен — может дышать, как и новорожденный. С середины 1-го месяца постнатального онтогенеза интенсивность дыхания регулируется не только непосредственным влиянием изменения газового состава крови на дыхательный центр, но и рефлекторным путем. Рефлекс Геринга—Брайера у детей выражен хорошо с момента рождения и обеспечивает саморегуляцию вдоха и выдоха.

Бульбарные центры новорожденных отличаются высокой устойчивостью к недостатку кислорода и малочувствительны к избытку углекислоты. Благодаря этому новорожденные могут выживать в гипоксических условиях, смертельных для взрослых.

Дыхательный центр плода и новорожденного в отличие от такового взрослых возбуждается при недостатке кислорода. Однако при углублении гипоксии функция дыхательного центра угнетается. Вследствие незрелости дыхательного центра новорожденных,дыхание ребенка может быть нерегулярным (аритмичным), 1—2 раза в минуту возникают глубокие вдохи и задержки дыхания на выдохе до 3 секунд и более.

К концу 1-го месяца жизни формируется достаточно устойчивая реакция увеличения вентиляции легких. Возбудимость дыхательного центра постепенно повышается и к школьному возрасту становится такой же, как у взрослых. На 2-м году жизни с развитием речи начинает формироваться произвольная регуляция частоты и глубины дыхания, а к 4—6 годам дети могут по собственному желанию или по инструкции старших произвольно изменять частоту и глубину дыхания и задерживать дыхание.

Особенности регуляции дыхания

1. Низкая чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислоты (высокая устойчивость к гипоксии)

2. Более высокая чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода, чем к избытку углекислоты. (Главным регулятором дыхания является не СО2, а О2.)

3. Наличие дыхательной аритмии.

4. Хорошая выраженность рефлекса Геринга- Брайера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: