Творческие игры - игры, которые придумывают сами дети, отражая в них впечатление от познания окружающего мира

Творческие игры

 

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, развивая психические, физические силы малыша (внимание мышление, воображение, память, организованность, ловкость то что), способствуя освоению им окружающего мира и человеческих отношений, пробуждает, задействует его творческий потенциал. На основании того, какими игрушками играет и в какие игры играет ребенок, можно сделать определенные выводы о его задатках, склонностях, определить программу их развития в ближайшей и отдаленной перспективе.

 

Воспитательное значение творческой игры

Особенно активно развитие детей во время игр, которые они сами придумывают. Такие игры считают творческими, поскольку игровая деятельность у них имеет ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.

Творческие игры - игры, которые придумывают сами дети, отражая в них впечатление от познания окружающего мира.

Главным признаком творческой игры является воображаемая ситуация, которую ребенок создает вместо реальной, действует в ней, выполняя роль согласно тех значений, которые она предоставляет предметам, которые ее окружают.

 

Творческую игру характеризуют следующие особенности:

1. Воображаемая ситуация. В творческой игре все условно, но в этом созданном воображением окружении много настоящего: игровые действия участников всегда реальны, их чувства, переживания искренни. Благодаря игровой воображаемой ситуации ребенок учится мыслить о реальных вещах и действия. С этой особенностью связано возникновение замысла в игре, поиск средств для его реализации, что требует творческого воображения, а также означает переход к творческой деятельности.

2. Творческий характер. Ребенок в игре не копирует действительность, а, следуя тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом эмоциональный и интеллектуальный аспекты ее развития взаимообусловлены. Дошкольник по-настоящему переживает то, что отражает в игре, и мыслит о том, что ранее эмоционально воспринял.

3. Наличие ролей. Отражения действительности происходит в процессе принятия ребенком определенной роли. Однако он наследует образы не полностью, поскольку не имеет возможности реально осуществлять операции, как выполнял его персонаж на самом деле. Поэтому в творческой игре дошкольники выполняют символические действия, заменяя реальные предметы игрушками или какими-то другими предметами, приписывая им необходимые функции (кубик - «чашка», палка - «конек» и др.).

4. Произвольность действий. Выполняя принятые роли, дети неоднократно возвращаются к действительности, осваиваются в ней, познают ее постепенно, добровольно, без принуждения. Произвольность действий является характерной особенностью творческой игры. Результаты ее не продуктивны, они условны, поскольку ребенок почти ничего не меняет в окружающей действительности. Однако его игровая деятельность обогащается различными представлениями об окружающем мире: физические качества, общественно значимые функции предметов, человеческие отношения и тому подобное.

В дошкольном возрасте формируются и развиваются индивидуальные и общие игровые интересы, которые оказываются в эмоционально -познавательные отношении к игре или игрушки, стремлении дошкольника выразить то, что он узнал, необходимости заниматься конкретным видом деятельности и тому подобное. Игровые интересы способствуют расширению опыта ребенка, его умственному развитию, обогащению и углублению знаний, формированию нравственных представлений, побуждают к использованию приобретенных знаний в практической деятельности.

Показателями развитого игрового интереса можно считать длительную заинтересованность малыша игрой (развитием сюжета и исполнением роли) желание ребенка принимать определенную роль; наличие любимой роли; нежелание заканчивать игру; активное выполнение всех видов работ (лепка, рисование, возведение сооружений и т.п.) по изготовлению игрушек и атрибутов, связанных с темой игры; настроенность делиться со сверстниками и взрослыми впечатлениями после окончания игры.

5. Специфические мотивы. Детей побуждают к игре стремление подражания, самостоятельности, общения, удовлетворения разнообразных познавательных и художественных интересов, радость осознания своих возможностей и тому подобное. С возрастом их мотивы изменяются, что влияет на содержание игр. Если ребенка младшего дошкольного возраста побуждает к игре действие с привлекательными для нее предметами, то старшего дошкольника - воспроизведение отношений взрослых, изображаются в игре. Младших дошкольников привлекают больше внешние аспекты роли, дети старшего возраста выбирают сюжет игры и роль, руководствуясь мечтами о будущей свою деятельность.

6. Социальные отношения. Игра является «арифметикой социальных отношений» (Д. Эльконин), средством формирования детского коллектива. Она требует принятия совместного плана, согласованности действий, порождает общие переживания.

Педагогическая ценность творческой игры заключается и в том, что в ее процессе, кроме взаимоотношений, обусловленных содержанием, ролями, при вилами, между детьми возникают реальные отношения. Ведь им приходится договариваться об игре, распределять роли, контролировать выполнение правил и тому подобное. В игре дошкольники легче налаживают контакт между собой, подчиняют свои действия, уступают друг другу, поскольку это относится к содержанию принятых ими ролей. Реальные отношения являются основой организации детского общества, что дает основания считать игру формой организации жизни и деятельности дошкольников.

Дети неодинаково взаимодействуют между собой в творческих играх, зависит от их возраста, развития, содержания и сюжета игры, распределения ролей в семье. По наблюдениям ученых (А. Усова), это взаимодействие оказывается на следующих уровнях:

1. Игры рядом. Это детей раннего и младшего к школьному возрасту, в которых они проявляют определенный интерес к игре сверстников, однако сосредоточены на своей игровой деятельности, придерживаются «дисциплины расстоянии». Взрослый, должен организовывать индивидуальное поведение детей, создавать условия для взаимного общения, учить их самостоятельно, длительное время и сосредоточенно играть с игрушкой, воспитывать товарищеское отношение к детям, которые играют рядом.

2. Взаимодействие с другими. Ее сутью является общение, установление определенных отношений друг с другом. Сначала дети объединяются на основе механического взаимодействия (по месту игры, привлекательностью действия). Такие объединения кратковременные, а действия подобные игре рядом. Впоследствии возникает взаимодействие на основе интереса к содержанию игры: дошкольников объединяет осознание общей цели, необходимости усилий для ее достижения. Такие объединения более устойчивы, образуются избирательно: одни дети предпочитают сюжетно-ролевые игры, другие - подвижные, третьи - игры- драматизации. Задача взрослого я в этот период - создать условия для формирования разнообразных, устойчивых игровых интересов.

3. Объединение детей на основе интереса и симпатии друг к другу. Это самые стойкие группы, существование которых зависит от состава игроков, их характеров, игровых интересов и тому подобное. Взрослый должен позаботиться о нравственности взаимодействия в таких группах, повышение уровня игровых и организаторских умений детей. Заботясь об использовании возможностей игрового объединения в социальном развитии дошкольников, педагог сосредоточивается на формировании в них представлений о справедливом поведении, включении устойчивых групп в общую игровую деятельность о дружелюбие детей, активизации их морально-оценочной деятельности.

 

Творческая игра является школой морали, поскольку сложившиеся в ней нравственные качества влияют на поведение дошкольников в повседневной жизни. А усвоенные в процессе общения детей друг с другом, со взрослыми моральные нормы и правила вступают в игре дальнейшего закрепления. Нравственное воспитание в творческой игре обусловливается ее содержанием - отражением в ней реальных событий, связанных с нормами морали.

Несмотря на то, что сюжет игры отражает положительные явления действительности, ее ценность для нравственного воспитания детей может оказаться крайне низкой, если внимание игроков сконцентрировано лишь на выполнении игровых действий (осмотр больных, перевозки грузов, приготовления пищи), а сами они равнодушны к человеческим отношениям. Ведь главное в игре - моделирование социальных отношений между людьми.

В творческих играх дети воспроизводят предусмотренные их ролями поведение, взаимоотношения с позиции собственного опыта, который может быть и отрицательным, иногда уклоняются от нежелательных для себя действий или выполняют их, руководствуясь эгоистическими интересами. Все это допустимо, поскольку творческая игра предусматривает деятельность дошкольника по своему усмотрению по воплощению игрового замысла. В каждом случае ему нужна помощь взрослого.

Связанные с ролью отношения реализуются тогда, когда становятся предметом специального обсуждения. Взрослый должен прибегать к различным педагогических приемов, пытаясь раскрыть нравственную суть деятельности, взаимоотношений героев игры. С этой целью он может использовать:

- чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, картин соответствующей тематики;

- беседы со старшими дошкольниками относительно характеристики персонажей, их отношений с другими людьми;

- анализ ролевого поведения детей в самостоятельных играх;

- привлечение дошкольников к анализу действий и поступков партнеров по реализации игрового замысла;

- воплощение норм и правил поведения в конкретные игровые действия;

- поочередное выполнение детьми разных ролей в одной игре;

- обсуждение ролей до начала игры, подчеркивание их нравственной сути;

- участие взрослого в играх как эталона ролевого поведения.

 

Творческая игра связана с детским трудом, которая возникает и развивается на ее основе. В игре часто сочетаются изобразительная, конструкционная и другие виды деятельности, обогащает ее, способствует воспитанию у детей интереса к труду, бережного отношения к другим. Она является важным средством умственного развития, формирования фундаментальных психических процессов (восприятия, мышления, речи, памяти, воображения). На этом основании психологи считают творческую игру формой приобретения и систематизации знаний, средством действенного их освоения, способом перехода от незнания к знанию, от знаний неясных, гипотетических к знаниям четким и конкретным. В игре углубляется анализ явлений, взаимоотношений, моральных качеств людей.

Специфика умственного воспитания в игре обусловлена отсутствием прямого обучения, однако она создает условия для усвоения и воспроизведения новых знаний. В игре развивается умственная активность ребенка, всегда связана с работой воображения, поскольку дошкольнику необходимо выбрать для себя роль, представить действия человека, которого хочется подражать. Творческое воображение развивается и в поисках средств осуществления замысла, создании игровой обстановки и тому подобное. Во время творческой игры у ребенка формируется и развивается умение соотносить свою точку зрения на события, изображаются, действия, предметы с точкой зрения других, открывает возможности для перехода ее мышления на новый уровень.

Переживания разнообразных чувств и сопереживания в игре формируют эмоциональный опыт ребенка, влияют на его характер.

Широко используется творческая игра с целью эстетического воспитания, поскольку дошкольники отражают мир через роли, в которых воплощены определенные образы. Она является эффективным средством развития художественных интересов, художественного вкуса ребенка, творчества. В ней проявляются и развиваются способности к музыке, декламации, танцев, эстетического оформления зданий.

В игре формируется и обогащается опыт двигательной деятельности дошкольника, поскольку, принимая определенную роль, ребенок сознательно пытается воспроизвести характерные для конкретного персонажа движения. Моторное развитие в игре готовит ребенка к сознательным физических упражнений в школьном возрасте.

Творческие игры способствуют самовыражению ребенка, индивидуализированного отражению им действительности, формированию в ее сознании целостной картины мира. Именно они дают дошкольнику возможность активно влиять на события и явления, которые представляют для него интерес и в которых он хочет участвовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: