Предпосылки развития сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте

Уже в раннем детстве игровая деятельность начинается в доступных для дошкольников формах поведения. Она еще не является  сюжетно-ролевой игрой, так как по своим психологическим развитием ребенок не совсем готова к ней, а все внимание родителей, воспитателей сосредоточена на приобретении первичных сенсорных, двигательных, мыслитель них навыков.

Игровая деятельность младших дошкольников происходит в следующих формах:

1. Предметно-игровая деятельность. Предваряя сюжетно-ролевой игре ребенка, она помогает осознавать мир предметов, способствует овладению новыми объектами действительности. В конце третьего - начале четвертого месяца первого года жизни малыш овладевает движениями, неоднократно повторяет действия, которые приносят ему удовольствие (подносит к лицу свои ручки, рассматривает, опускает, снова поднимает их к лицу). Во втором полугодии ребенок учится рассматривать предметы, а затем касаться и толкать их. В этих играх прослеживается произвольность действий: он толкает перед собой мяч, подползает к нему, снова толкает и снова подползает. Это связано с общим психическим развитием ощущений, восприятий, внимания.

Психическое развитие, первые предметно-игровые действия ребенка происходят только при условии общения со взрослыми, которые опосредствуют и организуют ее связь с миром. Они не только предлагают малышу игрушки и новые предметы, но и показывают, что с ними можно делать, помогают упражняться в различных действиях. Под влиянием взрослых ребенок овладевает первыми условными действия (игры в прятки, «сороку-ворону», «ладушки» и т.п.). Сначала она подражает движения, впоследствии и языковой сопровождение, не осознавая его значение. В общем, предметно-игровые действия детей в течение первого года жизни имеют ознакомительный характер, а игра является формой активной ориентировочной деятельности.

2. Отражательная игра. На втором году жизни ребенок осваивает действия с игрушками и предметами-орудиями (чашкой, ложкой и др.), Воспроизводя в игровых действиях с ними свой опыт, подражая взрослым. Сначала она играет только теми предметами, игрушками, которые использовал вместе со взрослым. Со временем начинает переносить усвоенные действия на другие предметы (игрушки). Например, научившись кормить куклу, он кормит зайчика, мишку и др. Расширяя сферу переноса усвоенных действий, ребенок осваивает новые, прежде всего за счет воспроизведения действий, доводы лося самостоятельно наблюдать в повседневной жизни (комнате спать куклу, напевая ей песенку, убирает в комнате и т.д.). Такие действия обобщенно отражают известные ребенку сюжеты. Обобщенный характер предметного действия является важнейшей предпосылкой возникновения при определенных условиях игрового действия.

В раннем детстве происходит отделение действия от предмета. В результате ребенок заменяет предметы, которых ей не хватает для действия, словом. Она называет пищу, которой якобы кормит кукол, качества отсутствующих предметов, с которыми мысленно действует, несуществующий состояние куклы тому подобное. Одновременно начинает использовать одни предметы как заменители других, необходимых по условиям действия. Игры с воображаемыми предметами, замена одного предмета другим возникают примерно в конце второго или начале третьего года жизни ребенка.

В период отделения малышом действий от предметов, перенос их на новые предметы (вторая половина третьего года жизни) формируются предпосылки для осознания им собственных действий, сравнение их с действиями других, прежде всего взрослых. Ребенок начинает называть свои действия в третьем лице: «Таня мишку кормит», «Аленка положила куклу спать» и другие. Соотнесения ее действия с собой является первым подготовительным этапом возникновения роли, «ролью в действии». На этом этапе он сначала воспроизводит в своих действиях действия взрослого, а затем называет себя именем взрослого.

Итак, роль возникает из действия, которую выполняет ребенок в игре с предметами. Однако такие роли являются не обобщенными, а конкретизированными (например, дошкольник берет роль не взрослого вообще, а конкретного взрослого, конкретного лица).

3. Становление ролевой игры. Одновременно с развитием предметных действий, возникновением игровых действий с предметами, которые заменяют недоступны предметы, формированием предпосылок для возникновения роли усложняются процесс создания игровых условий, построение игровых действий. Сначала игровые условия создает взрослый. Позже ребенок самостоятельно выбирает некоторые нужные предметы, при необходимости ей помогают в этом взрослые. Наконец, он самостоятельно создает игровые условия. Развивается и построение действий: сначала они одноактными, позже сочетают несколько не связанных между собой по смыслу элементарных действий. В конце раннего возраста действия детей приобретают сюжетный характер и жизненный смысл.

Предпосылками ролевой игры являются разнообразные впечатления дошкольников от пользования сюжетными игрушками, помощь взрослых по использованию их в игре. Эти предпосылки при правильном руководстве взрослого начинают возникновение и развитие режиссерских игр.

Режиссерские игры

Самостоятельной группой в системе творческих игр есть режиссерские игры. Имея общие с сюжетно-ролевыми играми признаки, они являются своеобразным видом игровой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: