| Направление коррекционной работы | Привлекаемые специалисты к реализации данного направления | Деятельность специалистов в рамках данного направления | Ожидаемые результаты коррекционной работы специалистов по выделенным направлениям |
| Диагностическое | Учитель-логопед | Логопедическое обследование Анализ педагогической и медицинской документации Промежуточный мониторинг динамики Итоговый мониторинг (на конец года) | Входной мониторинг уровня развития устной и письменной речи, заполнение речевых карт, уточнение заключений, выявление резервных возможностей, комплектование групп, |
| Педагог-психолог | Психологическое обследование | Входной мониторинг уровня развития эмоционально-волевой, личностной сферы, заполнение документации, уточнение заключений, комплектование групп, | |
| Коррекционно-развивающее | Учитель-логопед | 1) Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий; 2) Составление расписания индивидуальных и групповых занятий; 3) Написание планов индивидуальной работы; 4) Написание рабочих программ; | Позитивная динамика отслеживаемых параметров. Успешность освоения предметных результатов. |
| Педагог-психолог | 1) Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий; 2) Составление расписания индивидуальных и групповых занятий; 3) Написание планов индивидуальной работы; 4) Написание рабочих программ; | Позитивная динамика отслеживаемых параметров. Успешность освоения предметных результатов. | |
| Консультативно-просветительское направление | Учитель-логопед | Консультирование родителей по вопросам особенностей воспитания и обучения детей с нарушениями речи Консультация, беседа, родительские собрания и т.д. | Помощь родителям (законным представителям) в выборе стратегий воспитания ребёнка с нарушениями речи. Ознакомление родителей с психолого-педагогическими особенностями младших подростков с ТНР.. |
| Консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися, имеющими нарушения речи Консультация, беседа, МО, педагогическое совещание (соответственно тематике) и т.д. | Помощь в выборе индивидуально-ориентированных методов и форм работы с обучающимися, имеющими нарушения речи. Ознакомление педагогов с психолого-педагогическими особенностями логопедических детей | ||
| Педагог-психолог | Консультирование педагогов смежных профессий по психолого-педагогическим и социально-личностным особенностям детей с ТНР Консультация, беседа, заседание ПМПк, МО, круглый стол (соответствующая тематика) | Ознакомление коллег с психолого-педагогическими и социально-личностными особенностями обучающихся с нарушениями речи |
Организационный раздел содержит описание с истемы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ТНР
Для реализации требований к ПКРможет быть создана рабочая группа, в которую наряду с основными учителями целесообразно включить следующих специалистов, в зависимости от особенностей проявления дефекта и его динамики, в том числе, на временной основе: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога).
ПКР может быть разработана рабочей группой образовательной организации поэтапно. На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение коррекционной работы, анализируется состав детей с ТНР в образовательной организации, их особые образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих детей на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных категорий учащихся сТНР.
На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания учащихся с ТНР, организация и механизм реализации коррекционной работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих коррекционных программах, которые прилагаются к ПКР.
На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с детьми с ТНР; принимается итоговое решение.
Для реализации ПКР в образовательной организации может быть создана служба комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ТНР.
Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ТНР обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).
Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
Рекомендуется планировать коррекционную работу во всех организационных формах деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности и внеучебной (внеурочной деятельности).
Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке учитель-предметник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов.
При наличии нелинейного расписания в учебной урочной деятельности возможно проведение уроков специалистами с обучающимися со сходными нарушениями из разных классов параллели по специальным предметам (разделам), отсутствующим в учебном плане нормально развивающихся сверстников.
Также эта работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в группах класса, в группах на параллели, в группах на уровне образования по специальным предметам.
В учебной внеурочной деятельности планируются коррекционные занятия со специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) по индивидуально ориентированным коррекционным программам.
Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда по программе коррекционной работы (коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия».






