Характеристика группы

Программа коррекционной работы Вариант 5.1

Пояснительная записка

 Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).

Обучающийся с ТНР – физическое лицо, освоившее образовательную программу начального общего образования, достигшее по итогам ее освоения планируемых результатов в овладении предметными, метапредметными, личностными компетенциями в соответствии с ФГОС НОО и имеющее первичные речевые нарушения, препятствующие освоению основной общеобразовательной программы без реализации специальных условий обучения.

Статус обучающегося с ТНР устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.

При условии компенсации нарушений во время обучения по решению ПМПК обучающийся может быть переведен на основную программу основного общего образования.

Характеристика группы

Основным недостатком данной группы детей при первично сохранном интеллекте и слухе является недостаточность полноценной речевой и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Этоможет проявляться в виде следующих нарушений:

1) нерезко выраженное недоразвитие устной речи, как правило, осложненное органическим поражением центральной нервной системы;

2) нарушения чтения и нарушения письма;

3) темпоритмические нарушения речи (заикание и др.);

4) нарушения голоса (дисфония, афония).

Проявлениями нерезко выраженного речевого недоразвития являются:недостатки произношения звуков, незначительноесужение словарного запаса и неустойчивое использование сложных грамматических форм и конструкций, трудности программирования и реализации развернутых монологических высказываний, отдельные неустойчивые специфические ошибки при чтении и на письме.

У детей отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой способностей, ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при сформированностибытовой коммуникации).

Нарушение чтения (дислексия)проявляется в снижении скорости,недостаточной правильности чтения (угадывающее чтение, смешение оптически сходных букв, смешение букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам гласные и согласные звуки, пропуски слогов, аграмматизм, пропуски и повторы строк)и недостаточном понимании прочитанного.

Основными диагностическими ошибками, свидетельствующими о нарушении письма (дисграфии), являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки, трудности обозначения оптически сходных графем, аграмматизм на письме, отсутствие границ слова и предложения и т.д. Эти ошибки являются устойчивыми.

Выраженность дислексии и / или дисграфии характеризуется незначительным проявлением всех перечисленных показателей, что в целом, однако, приводит к затруднениям в использовании чтения и письма как метапредметныхумений. Фактором, положительно влияющим на школьную успеваемость, является рациональная и оправданная задачами обучения замена письменного предъявления текстов (чтения) на устное (аудирование).

На фоне дефицита языковой и метаязыковой способностей, несформированности процессов произвольной деятельности и / или незначительных отклонений в протекании высших психических процессовв работах обучающихся обнаруживается большое количество орфографических ошибок.

Дети, имеющие недоразвитие устной речи, нарушения письма и чтения, даже влегкой степени выраженности, составляют группу риска по школьной неуспеваемости, в частности, по русскому языку, литературе и другим дисциплинам, освоение которых предполагает работу с текстовым материалом.

Низкая успеваемость приводит к появлению психологических искажений, учебному негативизму и проблемам социализации.

Заикание - расстройство устной речи, которое без специального комплексного (медико-психолого-логопедического) воздействия даже в лёгкой форме может приводить к тяжелым личностным, поведенческим изменениям. Боязнь речевой неудачи порой приводит к полному отказу от речи (логофобия).

Ранее редуцированное заикание может в подростковом возрасте вновь дать о себе знать и без специальной работы закрепиться и усилиться. Это детерминирует психологический дискомфорт в условиях обучения в школьном коллективе и, как следствие, социальную дезадаптацию, различные формы деструктивного поведения.

Вариант 5.1 рекомендован для детей с заиканием, проявляющимся взапинках судорожного характера, не препятствующих эффективной коммуникации или влияющих на ее эффективность в отдельных ситуациях общения. Следует, однако, иметь в виду, что стрессовые ситуации могут провоцировать ухудшение состояния речи обучающихся. Это требует специального внимания к организации процедур текущего контроля и аттестации обучающихся.

Нарушения голоса, выражающиеся в изменениях (дисфония)резонанса (гипо- и гиперназальность),высоты основного тона,силы голоса,тембра голоса (осиплость или охриплость) вплоть до полного его отсутствия (афония).Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает се слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, развитие речи, проявляются как в информативно-коммуникативных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка, что приобретает особую значимость в подростковом возрасте в период мутации.Важным является создание правильного голосового режима и соблюдение гигиены голоса в процессе обучения.

Во всех перечисленных случаях при отсутствии коррекционной работы и отлаженного взаимодействия учителей-предметников с учителем-логопедом происходит нарастание трудностей.

 

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ТНРопределяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ТНР, региональной специфики и возможностей образовательной организации.

ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени у обучающихся с ТНР. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.

ПКР разрабатывается на период освоения обучающимся основной ступени адаптированной основной образовательной программы и включает следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел ПКР

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ТНР для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское). При составлении программы коррекционной работы выделены следующие задачи:

· определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

· определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;

· разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ для детей с ТНР;

· реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ППк), индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида);

· реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;

· обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ТНР;

· осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.

Существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др.) возможно адаптировать с учетом категорий обучаемых школьников.

В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с ТНР:

· принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений детей с ТНР, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей;

· принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы;

· принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный психолого-медико-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед,педагог-психолог (специальный психолог), медицинские работники, социальный педагог и др.);

· принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности. Реализация данного принципа достигается путем отбора языкового материала, значимого для обеспечения различных сфер деятельности детей данного возраста, использование метода моделирования коммуникативных ситуаций.

· онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных закономерностей развития речевой деятельности в норме и следование им в ходе обучения. Это касается как отбора языкового и речевого материала, так и объемов работы, последовательность освоения речеязыковых навыков, особенностей формирования речемыслительной деятельности учащихся.

· принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: