Программа коррекционной работы Вариант 5.1
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).
Обучающийся с ТНР – физическое лицо, освоившее образовательную программу начального общего образования, достигшее по итогам ее освоения планируемых результатов в овладении предметными, метапредметными, личностными компетенциями в соответствии с ФГОС НОО и имеющее первичные речевые нарушения, препятствующие освоению основной общеобразовательной программы без реализации специальных условий обучения.
Статус обучающегося с ТНР устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
При условии компенсации нарушений во время обучения по решению ПМПК обучающийся может быть переведен на основную программу основного общего образования.
Характеристика группы
|
|
Основным недостатком данной группы детей при первично сохранном интеллекте и слухе является недостаточность полноценной речевой и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Этоможет проявляться в виде следующих нарушений:
1) нерезко выраженное недоразвитие устной речи, как правило, осложненное органическим поражением центральной нервной системы;
2) нарушения чтения и нарушения письма;
3) темпоритмические нарушения речи (заикание и др.);
4) нарушения голоса (дисфония, афония).
Проявлениями нерезко выраженного речевого недоразвития являются:недостатки произношения звуков, незначительноесужение словарного запаса и неустойчивое использование сложных грамматических форм и конструкций, трудности программирования и реализации развернутых монологических высказываний, отдельные неустойчивые специфические ошибки при чтении и на письме.
У детей отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой способностей, ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при сформированностибытовой коммуникации).
Нарушение чтения (дислексия)проявляется в снижении скорости,недостаточной правильности чтения (угадывающее чтение, смешение оптически сходных букв, смешение букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам гласные и согласные звуки, пропуски слогов, аграмматизм, пропуски и повторы строк)и недостаточном понимании прочитанного.
Основными диагностическими ошибками, свидетельствующими о нарушении письма (дисграфии), являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки, трудности обозначения оптически сходных графем, аграмматизм на письме, отсутствие границ слова и предложения и т.д. Эти ошибки являются устойчивыми.
|
|
Выраженность дислексии и / или дисграфии характеризуется незначительным проявлением всех перечисленных показателей, что в целом, однако, приводит к затруднениям в использовании чтения и письма как метапредметныхумений. Фактором, положительно влияющим на школьную успеваемость, является рациональная и оправданная задачами обучения замена письменного предъявления текстов (чтения) на устное (аудирование).
На фоне дефицита языковой и метаязыковой способностей, несформированности процессов произвольной деятельности и / или незначительных отклонений в протекании высших психических процессовв работах обучающихся обнаруживается большое количество орфографических ошибок.
Дети, имеющие недоразвитие устной речи, нарушения письма и чтения, даже влегкой степени выраженности, составляют группу риска по школьной неуспеваемости, в частности, по русскому языку, литературе и другим дисциплинам, освоение которых предполагает работу с текстовым материалом.
Низкая успеваемость приводит к появлению психологических искажений, учебному негативизму и проблемам социализации.
Заикание - расстройство устной речи, которое без специального комплексного (медико-психолого-логопедического) воздействия даже в лёгкой форме может приводить к тяжелым личностным, поведенческим изменениям. Боязнь речевой неудачи порой приводит к полному отказу от речи (логофобия).
Ранее редуцированное заикание может в подростковом возрасте вновь дать о себе знать и без специальной работы закрепиться и усилиться. Это детерминирует психологический дискомфорт в условиях обучения в школьном коллективе и, как следствие, социальную дезадаптацию, различные формы деструктивного поведения.
Вариант 5.1 рекомендован для детей с заиканием, проявляющимся взапинках судорожного характера, не препятствующих эффективной коммуникации или влияющих на ее эффективность в отдельных ситуациях общения. Следует, однако, иметь в виду, что стрессовые ситуации могут провоцировать ухудшение состояния речи обучающихся. Это требует специального внимания к организации процедур текущего контроля и аттестации обучающихся.
Нарушения голоса, выражающиеся в изменениях (дисфония)резонанса (гипо- и гиперназальность),высоты основного тона,силы голоса,тембра голоса (осиплость или охриплость) вплоть до полного его отсутствия (афония).Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает се слышимость, выразительность, эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации, развитие речи, проявляются как в информативно-коммуникативных, так и в аффективно-коммуникативных способностях ребенка, что приобретает особую значимость в подростковом возрасте в период мутации.Важным является создание правильного голосового режима и соблюдение гигиены голоса в процессе обучения.
Во всех перечисленных случаях при отсутствии коррекционной работы и отлаженного взаимодействия учителей-предметников с учителем-логопедом происходит нарастание трудностей.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ТНРопределяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
|
|
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с ТНР, региональной специфики и возможностей образовательной организации.
ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени у обучающихся с ТНР. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.
ПКР разрабатывается на период освоения обучающимся основной ступени адаптированной основной образовательной программы и включает следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел ПКР
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ТНР для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское). При составлении программы коррекционной работы выделены следующие задачи:
· определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
· определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
· разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ для детей с ТНР;
|
|
· реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ППк), индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида);
· реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;
· обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ТНР;
· осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
Существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др.) возможно адаптировать с учетом категорий обучаемых школьников.
В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с ТНР:
· принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений детей с ТНР, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей;
· принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы;
· принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный психолого-медико-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед,педагог-психолог (специальный психолог), медицинские работники, социальный педагог и др.);
· принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности. Реализация данного принципа достигается путем отбора языкового материала, значимого для обеспечения различных сфер деятельности детей данного возраста, использование метода моделирования коммуникативных ситуаций.
· онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных закономерностей развития речевой деятельности в норме и следование им в ходе обучения. Это касается как отбора языкового и речевого материала, так и объемов работы, последовательность освоения речеязыковых навыков, особенностей формирования речемыслительной деятельности учащихся.
· принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать.