История правового регулирования занятости: опыт России и зарубежных стран

занятость правовой трудоустройство

Государственное регулирование занятости можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, государство начало активно вмешиваться в экономические процессы, включая занятость населения, только в 20 веке. С другой стороны, в нормативных актах прошлых эпох можно найти свидетельства стремления государства обеспечить максимальную занятость недостаточных людских ресурсов для преимущественно экстенсивного хозяйствования. К таким фактам относятся: законы, охраняющие институт рабства; законы, закрепляющие закрепощение крестьян; законы, прикрепляющие работников к цехам или мануфактурам. Все эти акты преследовали цель обеспечения экономики необходимой рабочей силой, и она существенно отличается от цели современного законодательства о занятости, защищающего интересы безработных. Это заставляет исследователей игнорировать факт наличия института регулирования занятости до конца 19 века.

В России первые свидетельства того, что государство стало активно способствовать обеспечению работниками вотчин, содержится в Русской Правде.

Среди субъектов, упоминаемых в документе, целый ряд тех, кто имел зависимый (холоп, челядь) или полузависимый статус (рядовичи, закупы, вдачи). Свод законов среди наказаний называет также обращение в рабство. Аналогичный вид наказания содержался в Новгородской и Псковской Судных Грамотах. Еще один источник сведений - княжеские уставные грамоты данной эпохи, которые устанавливали повинности феодально-зависимого населения.

Окончательное закрепление крестьян за крупными землевладельцами приходится на 15-17 века - период становления поместного хозяйства и расширения централизованного феодального государства. Последнее, обеспечивая себя и помещиков рабочей силой, осуществило ряд важных мероприятий с целью закрепощения крестьян. Важнейшими этапами этого процесса стали 1497 (издание Судебника и введения Юрьева Дня), 1550 (новый Судебник, который регламентировал правовое положение кабальных людей), 1581 (указ о «заповедных летах»), 1607 (введение 15-го срока сыска беглых крестьян), 1649 годы (Соборное Уложение - окончательное оформление крепостного права).

Государство сыграло свою роль и в обеспечении рабочей силой зарождающегося ремесленно-промышленного производства. В 15-17 веках в России возникают первые мануфактуры, которые в нашей стране обслуживались трудом крепостных. Дворцовые и казенные предприятия использовали труд населения московских слобод. Рабочие получали жалование, но не имели права бросить работу.

На вотчинных мануфактурах применялся труд крепостных крестьян. Часть мануфактур (преимущественно купеческие) использовали вольнонаемный труд разорившихся ремесленников, беглых крестьян, но рынок наемного труда был настолько узок, что владельцы предприятий стремились закрепить за предприятиями рабочие руки. По Указу 1721 года купцам разрешалось покупать для мануфактур крепостных крестьян. Они не могли продаваться отдельно от предприятий. Чуть позже, Указом 1736 года, за предприятиями окончательно было закреплена значительная часть наемных работников.

Развитие товарно-денежных отношений вскоре потребовало иных форм занятости населения. К концу 18 века возрастает потребность в более производительном наемном труде. Помещики переводят все большее количество крестьян на оброк, государство не препятствует развитию вольнонаемного труда. Потребовалась регламентация отношений между фабрикантами и наемными работниками. Первые документы относятся к 1835 и 1845 годам. Но глобальные изменения начались в 60-70 годах: отмена крепостного права, формирование фабрично-заводского законодательства. Эти изменения в нормативной базе регулирования занятости со стороны государства были объективно обусловлены потребностями становления промышленного капитала и усилением его влияния на государственную власть. Парадокс ближайших лет пореформенного периода заключался в том, что на многих вотчинных и посессионных мануфактурах сократилась численность рабочих за счет вернувшихся в деревню.

На смену государственного закрепления рабочих за предприятиями пришло закрепление их на определенный период локальными нормативными актами заводов и фабрик. Второй период эволюции института государственного регулирования занятости приходится на конец 19 века - 1917 год. Цель регулирования - смягчения конфликтов между наемными работниками и работодателями. Третий период эволюции института государственного регулирования занятости начинается в 1917 году и продолжался до 90-х годов 20 века (до 1991 года). В этот период государство отказывается от функции преимущественного обеспечения интересов производства рабочей силой и начинает учитывать интересы рабочих.

Четвертый, последний, этап эволюции института государственного регулирования занятости начался в 1991 году с принятием Закона РФ «О занятости населения в РФ» и продолжается до настоящего времени.

Таким образом, отечественное законодательство о занятости и государственных формах защиты населения от безработицы прошло к настоящему времени в своем развитии четыре основных этапа, позволившие накопить богатый опыт правового регулирования в данной области:

. 1917-1920 гг. - возникновение и становление отечественного законодательства о занятости населения, признание государством наличия безработицы, формирование государственных форм защиты населения от безработицы;

. 1921-1930 гг. - развитие отечественного законодательства о занятости населения и форм защиты от безработицы вплоть до провозглашения ликвидации безработицы в период нэпа и построения основ социализма;

. 1931-1990 гт. - изменение правового регулирования занятости населения в условиях планово-административного управления экономикой;

. 1991-2000 гг. - становление и развитие современного отечественного законодательства о занятости населения, форм защиты от безработицы в условиях перехода к рыночным отношениям.

Основным законодательным актом выступает федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», в который по мере изменения ситуации в стране и направленности государственной политики в сфере занятости вносились изменения и дополнения. Им определены права граждан в сфере занятости, принципы и формы проведения государственной политики, регламентирован правовой и организационный статус Федеральной государственной службы занятости как единой федеральной системы органов и учреждений, деятельность которых направлена на решение широкого круга проблем. В их числе - оценка и составление прогнозов развития занятости, разработка реализации программ и мероприятий по содействию занятости, содействие гражданам в поиске работы, а работодателям - в подборе необходимых им работников, а также учет в стране безработных и осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными.

Многие ученые признают программы по трудоустройству - главным при проведении активной политики на рынке труда, поскольку перспективы занятости, особенно в условиях структурной перестройки, жестко увязаны с развитием человеческих ресурсов: хорошее образование и квалификация надежно предохраняют трудящихся от безработицы. Данные программы разрабатываются и принимаются на уровне законодательных органов или осуществляются путем совместного участия государства и предпринимателей в организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Они ориентированы в первую очередь на лиц, потерявших работу в связи с тем, что их прежняя профессия устарела, на тех, кто не может больше трудиться по своей специальности из-за болезни, на молодежь, не получившую необходимого профессионального образования, на женщин-домохозяек, решивших вернуться на рынок рабочей силы.

Обычно кандидатов для прохождения обучения подыскивает государственная служба занятости. Она же устраивает учебу и предоставляет стипендии. Профессиональная подготовка может проходить в специальных центрах или в рамках программ непрерывного обучения на предприятии.

В центрах учеба строится так, чтобы обеспечить людей профессией широкого профиля. Ее высокая эффективность гарантируется применением индивидуальных планов, учитывающих способности и знания каждого учащегося, модульным принципом построения учебных программ и современным оборудованием мастерских, включая компьютеры. Для составления учебных курсов привлекаются ведущие специалисты университетов и промышленных фирм.

Программы общественных работ берут начало в 30-х годах. Впервые возникнув в США, общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали в себя труд, не требующий высокой квалификации. Сейчас они редко охватывают всю страну, чаще имея место с отдельными категориями населения, районами или периодами времени (межсезонье, спад деловой активности).

Программы общественных работ это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовой инфраструктуры (дорог, ирригационных сооружений), защиты земель и проведения лесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров, строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц, библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и др.). Во-вторых, существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемые муниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми, больными.Приоритетным направлением в государственной политике занятости остается облегчение проблемы трудоустройства молодых людей, ибо они вдвое чаще, чем взрослые, оказываются в рядах безработных, а молодежная безработица социально взрывоопасна. Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной Подготовки и переподготовки. Так, в Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Во Франции для молодежи от 16 до 21 года, бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективно чередование занятий в старших классах и на профессиональных курсах. Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 процентов. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16-18 лет без среднего образования. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).

В России риск безработицы наиболее высок для молодых людей (как и в промышленно развитых странах, наши фирмы в тяжелые времена защищают своих старых работников, но сокращают или вообще приостанавливают прием на работу новых) и лиц, испытывающих потребность в социальной реабилитации. По мнению О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: