Теоретические подходы к исследованию понятия занятости

 

К сожалению, к настоящему времени в литературе пока не выработано ни всех устраивающее определение занятости, ни единое понимание ее сущности. Что касается юристов, то они в основном придерживаются легального понятия занятости, приведенного в п. 1 ст. 1 Закона о занятости.

В Конвенции МОТ №122 «О политике в области занятости» 1964 года, в ст. 1 сказано, что в РФ должна в качестве главной цели проводиться активная политика, направленная на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости (что в принципе нашло отражение в п. 1 ст. 5 Закона о занятости), и глобальную программу занятости, одним из 10 ключевым элементов которой является содействие достойной занятости (чего нет в российской законодательстве). Не забыто и эффективная занятость, поскольку в концепции действий на рынке труда прямо подчеркнуто, что наиболее острой проблемой для России в этой сфере остается неэффективная занятость. Последняя определяет меру отставания РФ от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения, когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также не соответствие спада производства размеру занятости (излишне рабочей силе).

В толковых словарях русского языка под занятостью понимается «делать что-то», а занятым считается тот, кто имеет ту или иную работу, взятый для какой-нибудь работы. Экономические словари и энциклопедии либо не содержат термина «занятость», отсылая для знакомства с этим понятием к другим источникам, либо приводят одну из имеющихся в литературе точек зрения (включая легальное понятие занятости).

А. Райкович предлагала различать занятость в широком (это работа, занятие, труд) и узком (это работа в условиях служебного подчинения лиц) смыслах. В.Н. Ягодник под занятостью понимал «обеспеченность всего трудоспособного населения работой, трудом в различных отраслях и сферах общественного производства или общественно-полезной деятельностью». Е.И. Рузавина определяла ее как «движение активной части населения относительно вещественных условий производства в процессе накопления в специфических для данного общества социально-экономических формах». Э.Р. Саруханов - «совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием в хозяйственной деятельности». Приведенные некоторые определения свидетельствуют, во-первых, об отсутствии в недалеком прошлом единства во взглядах на сущность этой важной категории экономики; во-вторых, что они были или слишком пространны, или фиксировали отдельные аспекты; в-третьих, об активных поисках наиболее точного с научной точки зрения определения этого понятия. Можно сказать, что в совокупности имевшиеся в науке определения занятости раскрывали в значительной степени ее суть. С учетом, разумеется, поправок на рыночные отношения в России.

В настоящее время в следствие ускоряющейся информатизации и компьютеризации экономики всего общества прогрессирует развитие так называемой дистанционной занятости. Так, в зависимости от расположения рабочего места различают занятость локальную и дистанционную.

Локальная занятость - рабочее место находится в стенах предприятия. Дистанционная занятость представляет собой труд лиц, не привязанных к постоянному рабочему месту, то есть территориально отдаленных от предприятия. Например, использование услуг дистанционных «электронных надомников». Современные технологии и средства связи предоставляют безграничные возможности для организации рабочего места практически везде: дома, у клиента, в гостинице, автомобиле и т.д.

Развитие нестандартной занятости на современном этапе можно рассматривать как проявление механизма саморегуляции рынка труда. Отсутствие четкого правового регулирования возможных видов занятости работников позволяет работодателю самостоятельно решать вопрос о их статусе. Большую популярность завоевали так называемые неформальные виды занятости. Под неформальной занятостью понимается официально незарегистрированная трудовая деятельность, которая предполагает отсутствие юридического оформления отношений найма или факта самостоятельного обеспечения работой. Основной причиной роста неформальной экономики является рост уровня бедности, а в России большая часть населения живет за чертой бедности. Внутри неформального сектора можно выделить следующие наиболее известные разновидности: частные уроки, медицинские услуги, строительные работы, ремонт бытовой техники, мелкая торговля. В РФ одной из ключевых сфер неформальной занятости является торговля. Неформальная занятость имеет ряд позитивных моментов. Это, прежде всего, сокращение фактической безработицы и снижение напряженности на рынке труда. Для многих это единственная возможность выжить в трудных условиях. Неформальная занятость способствует заполнению не престижных рабочих мест, совершенно не привлекаемых для работников на официально предлагаемых условиях занятости. Кроме того, она открывает широкие возможности гибкого использования рабочей силы, что представляет интерес не только для работодателей, но и для многих категорий работников. В этой социальной роли неформальной занятости и заключается одна из важнейших причин живучести данного феномена в России.

Однако, не смотря на то, что неформальная занятость может дать некоторые преимущества используемым ее предприятиям и работникам, она является негативным феноменом, который наносит серьезный ущерб государственному бюджету и косвенно другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Этот вид занятости является основным источником дохода для многих трудящихся женщин, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и других граждан в связи с существующей дискриминацией на официальном рынке труда названных категорий.

Отмеченная тенденция по расширению нестандартных видов занятости свидетельствует о том, что они представляют собой серьезную деградацию трудовых отношений.

По мнению О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.

Законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами. Кроме того, основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949 г.), №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975 г.), №157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.

В юридической литературе встречаются разные подходы к определению роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места; оказывают иные услуги.

Акт направления на работу имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) - порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор. Так, отказ в приеме на работу лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке и влечет административную ответственность работодателя.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: