Права граждан в сфере содействия занятости

 

Закон о занятости закрепляет право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости. В частности, граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения (ст. 9). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

Приведем некоторые цифры. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2013 г. составила 75,2 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,0 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,3 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в марте 2013 г. составил 5,7% (без исключения сезонного фактора). Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в марте 2013 г. составил 64,4%.

 

Рис. 1. Уровень безработицы в марте 2013 г.

 

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2013 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1083 тыс. человек, что на 1,4% меньше по сравнению с февралем и на 17,5% - по сравнению с мартом 2012 года.

В качестве вывода можно констатировать, что российский рынок труда характеризуется существованием безработицы и рядом связанных с ней проблем.

Государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т. д. Государственная служба занятости выступает посредником между безработными и работодателями, а основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным.

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:

правомочия, направленные на реализацию права на труд;

правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора. Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы.

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» привлечение на территорию РФ иностранной рабочей силы является приоритетным правом РФ.

Данная норма означает, что основной задачей РФ является обеспечение приоритетного трудоустройства граждан РФ, т.е. иностранные граждане должны привлекаться к выполнению той или иной работы только в случае отсутствия подходящих граждан РФ, желающих выполнять данную работу.

С целью регулирования количества иностранных работников в РФ действует разрешительный порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности.

Так, согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. В соответствии с пп. 1 п. 4.5 ст. 13 данного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы. Иностранных работников, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, большинство, так как в результате заключения Соглашения «О создании Содружества Независимых Государств», а также принятия ряда иных международных договоров, граждане практически всех государств - участников СНГ получили возможность беспрепятственно въезжать на территорию РФ.

Однако иностранным гражданам, которым для въезда в РФ не требуется получение визы, для осуществления в РФ трудовой деятельности все же требуется разрешение на работу. Разрешения на работу иностранным гражданам выдаются в пределах установленных Правительством РФ квот (п. 6 ст. 13.1).

Приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам, которым для въезда в РФ требуется получение визы, также выдаются лишь в пределах установленной Правительством РФ квоты. При этом учитывается демографическая ситуация в соответствующем субъекте РФ и возможности данного субъекта по обустройству иностранных граждан (п. 1 ст. 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

На 2012 г. квоты на выдачу разрешений на работу и на выдачу приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 №892.

Однако представляется, что действующий механизм квотирования далеко не совершенен, поскольку не обеспечивает приоритетного трудоустройства граждан РФ.

Ни для кого не секрет, что иностранные граждане, даже получившие разрешение на работу, как правило, используются как дешевая и зачастую бесправная рабочая сила. Исключение из этого общего правила составляют лишь иностранные граждане - квалифицированные и высококвалифицированные специалисты, процент которых в общем количестве иностранных граждан, работающих в РФ, невелик. Квалифицированным иностранным специалистом считается иностранный гражданин, имеющий востребованную для РФ профессию (специальность, квалификацию); Перечень таких профессий (специальностей, квалификаций, должностей) ежегодно утверждается Приказом Минздравсоцразвития России. Особенности правового положения высококвалифицированных специалистов закреплены в ст. 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Очевидно, что работодатели предпочитают нанимать иностранного гражданина, если этот иностранный гражданин согласится работать за меньшую зарплату, а это практически всегда именно так. Таким образом, в сложившейся ситуации государству не удается обеспечить приоритетное трудоустройство граждан РФ, и положение ст. 17 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» остается декларативным.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: