Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» – вершина русской драматургии XVIII века

1. История создания пьесы

2. Своеобразие драматического конфликта и сюжета комедии.

3. Действующие лица комедии.Решение Д.И. Фонвизиным проблемы положительного героя.

4. Проблематика пьесы.

а.) Проблема воспитания. Смысл названия комедии. Истинное и ложное воспитание, обучение, отношения в семье.

 б.) Проблема крепостничества; вопрос об отношении дворян к службе.

 

Практическое занятие №6.

    Основные темы и жанровое своеобразие комической оперы.

1. Понятие «комическая опера», характеристика ее жанровых особенностей

2. Тематика и поэтика комической оперы М. Попова («Анюта»).

3. Своеобразие комической оперы А. Аблесимова («Мельник, колдун, обманщик и сват»).    

4. Комическая опера М. Матинского («Санкт-Петербургский Гостиный двор») как один из образцов данного жанра.

5. Комическая опера Н. Николева («Розана и Любим»).

6. Комическая опера Я.Б. Княжнина «Несчастье от кареты»: особенности жанра, характера и конфликта.

Практическое занятие №№7-8.

Повести Н.М. Карамзина.

1. «Бедная Лиза» как типическое произведение сентиментального направления (сюжет повести, особенности конфликта, приемы построения характеров, функции пейзажа, язык и стиль).

2. Художественное своеобразие повести Карамзина«Марфа Посадница или Покорение Новгорода» (сентиментализм или неоклассицизм, республика или монархия).

3. Предромантические тенденции в повестях «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» (новые тенденции в творчестве Н.М. Карамзина в середине 90-х годов, отход от национальной тематики, усвоение традиционных мотивов и образов мировой предромантической литературы).

 

Практическое занятие №9.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

1. Творческая история «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

2. Композиция произведения, тематика глав книги Радищева.

3. Основные проблемы, поднимаемые в «Путешествии…».

4. Жанровое своеобразие произведения Радищева.

5. Художественный метод изображения действительности в «Путешествии…».

 

Практическое занятие №10.

Сатирическая направленность и жанровое своеобразие повести «Каиб» и шутотрагедии «Трумф» («Подщипа») И.А. Крылова.

1. Начало творческого пути.

2. Сатирическая направленность повести «Каиб».

3. Жанровое своеобразие шутотрагедии «Трумф» («Подщипа»), система образов.

Устный ответ на практическом занятии представляет собой развернутый ответ на один из вопросов, предлагаемых по данной теме. Сообщаемая информация базируется на анализе текстов источников, учебных пособий, монографий и работ исследователей, специализирующихся по обозначенной проблематике, а также самостоятельных выводах.

Ответ должен содержать информацию как о сущности рассматриваемого феномена, так и о его бытовании в историко-литературном процессе. При изложении материала допускается использование записей, конспектов лекций.

Рекомендуемое время выполнения заданий:

10 мин. – развернутый ответ, 3-5 мин. – дополнение к развернутому ответу.

Критерии оценки:

За развернутый ответ предусматривается максимальное количество баллов – 2.

При этом студент свободно владеет знаниями о художественном произведении и рассматриваемом историко-литературном явлении, его динамике; умеет самостоятельно анализировать связь явления с другими культурно-историческими процессами; демонстрирует свободное владение навыками анализа, синтеза и обобщения. Оперирует информацией из учебной и научной литературы, отвечает на дополнительные вопросы.

Один балл студент получает в том случае, если владеет знаниями о художественном произведении и рассматриваемом историко-литературном явлении, его динамике; умеет с помощью преподавателя анализировать связь явления с другими культурно-историческими процессами, при этом, испытывает трудности при формулировании самостоятельных выводов, отвечает н на все дополнительные вопросы.

От 0,5 до 1 балла предусматривается за дополнение к развернутому ответу, если в нем сообщается важная, но не озвученная в развернутом ответе другого студента информация, делаются самостоятельные выводы, в качестве аргументов приводятся фрагменты из источников, мнение подкрепляется тезисами из учебной и научной литературы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: