Методические указания по подготовке к занятиям семинарского типа

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

 

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

 

Приложение 1 к рабочей программе дисциплины  

Методические указания

Для обучающихся по освоению дисциплины

История государства и права России

 

Уровень высшего образования: бакалавриат
Квалификация выпускника: бакалавр
Направление подготовки: Направленность (профиль) образовательной программы 40.03.01 Юриспруденция Юриспруденция

 

Иваново



Методические указания к проработке лекционного материала по дисциплине

Проработка предусматривает, прежде всего, расшифровку конспектов лекций, которые студенты ведут в учебной аудитории. Любой, кто вынужден записывать «на слух» большие тексты, неизбежно использует различные сокращения и прибегает к иным приёмам ускорения работы. Однако если вскоре после записи её не расшифровать, она со временем может стать малопонятной для самого её автора. Расшифровку лучше проводить в тот же день, когда состоялась лекция. При этом следует не только по возможности раскрыть сокращённо записанные слова, но и уточнить те из них, что были, возможно, неверно услышаны и соответственно зафиксированы. Такую проверку следует проводить, прежде всего, в отношении записанных на слух личных имён (государственных деятелей, законодателей, учёных), а также терминов и понятий (особенно иностранного происхождения) и дат событий. Для проверки точности своих записей студент может воспользоваться как «бумажным» учебником, так и сетевыми ресурсами.

Расшифровывая свои записи, студент может повысить их информационную ценность, выделив цветом (или иным образом) «ударные» фразы, слова, имена, даты; пока в памяти студента ещё «звучит» недавно прослушанная лекция, это сделать достаточно легко. Может случиться и так, что некое положение, высказанное на лекции преподавателем, студент не понял ни в аудитории, ни при последующей расшифровке конспекта. В этом случае надо обратиться к преподавателю с просьбой ещё раз объяснить непонятый фрагмент лекции. Поступать так гораздо правильнее, чем бессмысленно заучивать так и не ставший ясным текст.   

Расшифровывая свои аудиторные записи, студент может попутно дополнять их. Вполне вероятно, например, что на бумагу попало не всё, что рассказал в этот день преподаватель; пока эта часть лекции ещё свежа в памяти, её можно (хотя бы фрагментарно) включить в базовый конспект. Дополнить его можно и с помощью внешних источников информации: учебников, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов и т.д. Например, если в конспекте «отложилась» лишь фамилия государственного деятеля, студент может самостоятельно найти его имя и отчество или годы жизни; в последнем случае станет понятно, в каком возрасте этот человек совершил то, за что его помнят потомки, какой жизненный путь он прошёл прежде, что стало с ним после отмеченного в лекции события.

Перечитывая собственный конспект и встречая в нём прозвучавшие на лекции термины, оставшиеся ему неясными, студент может поискать их определение в сетевых ресурсах. Опыт показывает, что знания, добытые обучающимся самостоятельно, как правило прочнее запоминаются и служат памяти надёжной опорой для другой полезной информации.

Если студент пропустил одну или несколько лекций – например, по болезни – ему лучше как можно скорее переписать их конспекты у своих однокурсников. Если качество записи одного из них не устроит студента, следует обратиться к кому-то другому. В любом случае, будет гораздо хуже, когда отсутствие конспекта обнаружится лишь на стадии подготовки студента к экзамену, когда, возможно, никто уже не сможет выручить его своими аудиторными записями. 

Студентам следует помнить, что «распаковывая» во внеаудиторных условиях свой конспект лекции, они тем самым прочнее запоминают его содержание – настолько прочно, что перед экзаменом им, возможно, и не потребуется заново вызубривать весь материал курса.

Методические указания по подготовке к занятиям семинарского типа

Другой вид самостоятельной работы студента – подготовка к семинарским занятиям и участие в их работе. Как правило, на семинары выносятся те темы курса, которые лучше всего обеспечены доступными для работы в аудитории историческими документами. Готовясь к семинарским занятиям, студенту следует ознакомиться, в первую очередь, с указанными в плане документальными источниками, ориентируясь при этом на те вопросы, которые выносятся на предстоящее занятие. Необходимо также освежить в памяти материал теоретического (лекционного) курса, отнсящийся к теме будущего семинара. Желательно сделать необходимые записи и пометы в рабочих тетрадях. Студент должен прочитать соответствующий документ (как правило, в электронной форме), определить его вид, познакомиться со структурой (если документ достаточно объёмен), уметь ориентироваться в его тексте, отметить для себя примечательные места, перевести на современный язык архаичные термины и выражения. Нередко для лучшего понимания документа следует обратиться к научной литературе (желательно – современной). Однако подменять собственные суждения цитатами из трудов профессиональных правоведов при выступлениях на семинарах не следует: эта форма учебной работы носит в первую очередь индивидуальный характер и служит формированию у студента навыков исследовательской, аналитической деятельности.

Работая на семинаре, студент не только учится профессиональному анализу правовых документов. Он также овладевает навыками научного выступления, полемики, приёмами доказательства своей точки зрения. Наконец, активный участник семинаров приобретает способность выслушивать своих возможных оппонентов, анализировать их суждения, находить уязвимые места в собственных умопостроениях.

Студентам следует знать, что практически вся литература, включённая в программу семинарских занятий, имеется у преподавателя в виде цифровых файлов. Студенты могут обратиться за нею (через старосту академическкой группы) и загрузить материалы на мобильные устройства.  

Внимание: в списках источников к семинарским занятиям не указываются законодательные акты, полные названия которых приведены в отдельных пунктах плана. Тексты дополнительных источников студенты могут получить с помощью системы ЭИОС.   

Работа на семинарских занятиях является важной частью учебного процесса. В ходе этой работы развиваются и совершенствуются многие важные навыки: умение работать с большими текстами, способность быстро анализировать информацию, извлекать нужные сведения из общего массива, логически выстраивать полученные данные. Не менее важно, что, выступая на семинарских занятиях, студент упражняется в риторике, в умении аргументировать свою точку зрения, выслушивать оппонентов и вести с ними полемику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: