Тема: Историческое знание, его достоверность и источники

План:

1. Объект и предмет истории.

2. Структура исторической науки.

3. Методология исторического познания.

4. Связь исторической дисциплины с науками.

5. Функции исторической науки.

1

Историю можно рассматривать в двух качествах: в качестве науки и учебной дисицплины. Если характеризовать историю как науку, то необходимо вспомнить, что каждая наука имеет свой объект и предмет изучения. Под объектом в науковедении понимают фрагмент изучаемой действительности, а под предметом – часть объекта.

Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество, взятых в пространственно-временном развитии. Если ограничиться таким рассмотрением исторической науки, то станет не понятно, чем историческая наука отличается от других социальных наук. Например, от социологии. Социологическая наука тоже изучает общество, как и политология, культурология, экономическая теория.

Чтобы понять специфику исторической науки, нужно познакомиться с ее предметом. Предмет исторической науки — это исторический процесс, представляющий собой совокупность исторических фактов – то есть фрагментов действительности, которые имели место быть в прошлом и имеют общественную значимость, то есть оказали влияние на общество, его развитие. Исторические факты содержатся в исторических источниках, под которыми понимают весь комплекс предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Именно на основе изучения исторических источников историческая наука воссоздает представление о той или иной исторической эпохе.

Главная цель исторического познания — получение исторической истины — объективного, системного, верифицируемого (проверяемого с помощью исторических источников) конкретного знания об историческом процессе.

На основе предмета исторической науки выделяют разные разделы исторической науки:

· На основе темпорального (временного критерия) в исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, средневековую, новую, новейшую;

· На основе пространственного, или географического критерия можно говорить об истории России (россиеведении), истории Европы, стран Азии и Африки, истории южных и западных славян, краеведении – история Волгограда, кубановедение, московедение;

· По сферам общества: политическая история, экономическая история, история общественно-политической мысли.

Таким образом, историю можно определить как науку, объектом которой является совокупность обществ, составляющих человечество. Также историю можно определить через предмет: история – это наука, предметом которой является исторический процесс.

Главная особенность истории – изучение прошлого человеческого общества. Прошлое – это своего рода «нереальная» реальность – то, чего уже нет. Поэтому историю изучать очень сложно: правильность наших знаний о прошлом не так уж легко проверить. Непосредственное наблюдение, в отличие от астрономии, в исторической науке невозможно.

Историю изучают, опираясь на исторические источники. Исторические источники – это фрагмент прошлого, это сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. Цель изучения исторических источников – установление или проверка исторических фактов – событий, которые имели место быть в прошлом.

Чтобы картина прошлого была более полной, исследователи привлекают к разрешению проблем широкий спектр исторических источников, проводят их сравнительный анализ, устанавливают, если нужно, атрибутивные данные: авторство, дата и место появления.

Исторические источники принято классифицировать следующим образом. Выделяют источники: А) вещественные (останки древнейших людей, фрагменты орудий труда, обихода, наскальная живопись); б) письменные (глиняные таблички, папирусы, берестяные грамоты, договоры, различные приказы, распоряжения руководства); в) этнографические (раскрывают быт и уклад различных народов); г) фотодокументы (фоторафии); д) кинодокументы (различные документальные и художественные фильмы). 

По поводу исторических источников можно выявить следующие закономерности:

1. чем дальше от настоящего времени, тем меньше исторических источников. Например, историю первобытного общества нельзя изучать на основе письменных источников, так как письменности еще не было. Основной вид исторического источника в деле изучения первобытного общества – вещественные, то есть останки древнейших людей, наскальные рисунки;

2. по мере развития общества круг исторических источников расширяется, так как носители информации становятся более разнообразными. В современном обществе появился целый пласт исторических документов, создаваемых на основе компьютерно-информационных технологий.

Исторические факты, в зависимости от их подлинности, можно разделить на следующие группы:

· Общепризнанные факты: 01.09. 1939 г. началась Вторая мировая война;

· Гипотетические факты: Александр  Первый закончил свою жизнь в Сибири под именем Федора Кузьмича в 1864 году;

· Ложные факты: мать В.И. Ленина, Мария Александровна Бланк, была фрейлиной при дворе Александра Второго. Это утверждение опровергается с помощью такого пиьменного исторического источника как ежегодно издававшийся «Придворный календарь». В этом «Придворном календаре» М.А. Бланк не упоминается.

По значимости исторические факты можно разделить на главные и второстепенные. Например, смерть Сталина – главный исторический факт, а публикование произведений А.И. Солженицына в журнале «Новый мир» - второстепенный.

Самое сложное в деле историка – это толкование, объяснение  или интерпретация исторических фактов. Пример - оценка реформаторской деятельности Петра Великого или  П.А. Столыпина.

Подведем итоги. Объект и предмет исторической науки нужно знать для того, чтобы понимать, что она изучает и чем она, как социальная наука, отличается от других наук, изучающих общество. Мы установили, что специфика исторической науки заключается в том, что она, в отличие от социологии, изучает не современное общество, а исторический процесс, то есть прошлое его развитие. Исторический процесс историческая наука изучает опираясь на исторические факты, которые содержаться в исторических источниках. Поскольку исторические источники создавались людьми, то в науковедении поднимают вопрос о достоверности исторических знаний.

Одна из основных задач исторической науки – установление исторической истины. Эту задачу можно охарактеризовать как трудную, так как историк, впрочем, как и следователь, не может непосредственно наблюдать за теми событиями, которые уже произошли, остались в прошлом. Изучая исторические источники, - эти своеобразные «улики исторической эпохи», исследователь обязан различать исторические факты и мнения о них, как трудно бы это не было. В итоге историк на основе всестороннего анализа комплекса исторических источников воссоздает (концептуализирует) целостную картину прошлого.

2

Общество, которое изучает история, является сложной социальной системой. Изучать прошлое человеческого общества – это очень сложная задача, поскольку историческая наука выявляет и изучает исторические факты на основе анализа исторических источников, которые не только создавались людьми, но и являются отпечатками их субъективного мнения. Поэтому история –  не простая, а сложная наука. Следовательно, она имеет сложную структуру.

Историческую науку можно представить в форме многоэтажного здания. Верхний, третий  его этаж образует философия истории, изучающая общие закономерности развития общества,  его движущие силы, поднимающая вопросы о направленности исторического процесса. Философию истории можно определить как теорию высшего уровня.

 Второй этаж образуют теории среднего уровня.  К ним относятся политическая история, экономическая история, военная история, история общественно-политической мысли, история культуры, история древнего мира, медиевистика (история средних веков), история нового и новейшего времени.

Первый  этаж образуют специальные исторические дисциплины, имеющие вспомогательный и прикладной характер: археология – историческая дисциплина, изучающая прошлое общества по вещественным, материальным предметам и сооружениям с помощью проведения археологических раскопок; этнография – историческая наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, особенности их быта, нравов; антропология – историческая дисциплина о человеке, воссоздающая внешний облик людей на основе анализа останков, извлеченных из земли археологами; генеалогия – историческая дисциплина, изучающая родственные связи отдельных лиц и семей; геральдика – историческая дисциплина, изучающая гербы, правила их составления и прочтения; нумизматика – изучение монет, бумажных денег.

Особое место в системе исторических дисциплин занимает источниковедение – историческая наука об исторических источниках и тесно связанное с ним архивоведение – историческая дисциплина, изучающая письменные источники, обстоятельства их написания, принципы хранения, а также историография – история исторической науки.  

Основателем исторической науки считают древнегреческого исследователя Геродота, жившего в 5 веке до н.э.  Геродот описал греко-персидские войны, жизнь и быт скифов. Среди древнеримских историков можно выделить Плутарха, Тацита.

К основателем российской истории  относят монаха Киево-Печорской лавры Нестора. Нестор в начале 12 века свел летописи в единый свод – в «Повесть временных лет» - первый известный нам исторический труд. Нестор впервые в отечественной исторической науке поставил вопрос: «откуда есть пошла русская земля и кто в ней первым начал править»?

Первый исторический российский архив в России был создан в 1724 году. В 1918 году начала формироваться единая система государственных и ведомственных архивов. В настоящее время центральные архивы находятся в двух городах федерального значения и в Томске.

В 1993 году  вышел  Закон об архивах. Значение этого закона состоит в том, что он  установил единые правила хранения документов, порядок их выдачи исследователям. Согласно закону, документы, содержащие информацию, не подлежещую оглашению, не могут выдаваться исследователям до истечения 35-50 лет. Документы личного характера – 75 лет.

В любом архиве материалы делятся на:

· Фонды – собрание документов одной организации;

· Опись – часть фонда: охватывает документы отдела данной организации, временного отрезка;

· Дело – отдельный документ, посвященный проблеме.

Подведем итоги. Сложная структура исторической науки объясняется сложностью ее объектно-предметной области изучения. Говоря о различных исторических дисциплинах, выступающих в качестве компонентов исторической науке, необходимо помнить об их взаимосвязанности. Это означает, что для того, чтобы хорошо знать историю, необходимо разбираться в источниковедении, историографии, археологии, антропологии, этнографии, в философии истории. Поэтому историю изучать сложно, но интересно.

3

При изучении истории обычно применяют следующие подходы -концепции:

1) Формационная. Данный подход был разработан философами Макрсом и Энгельсом, а также их последователями философами-марксистами. История делится на ряд общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая (коммунистическая). Формация  трактуется как определенный этап в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства. Под способом производства понимают отношение производительных сил и производственных отношений. Производственные силы – динамичны, производственные отношения – консервативны. Это служит источником социального конфликта. В результате – революция – смена одной формации другой. Понятие «формация» характеризует временной срез истории, нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов. Недостатки: европоцентризм, не учитывает влияние природно-географических факторов, далеко не все общества прошли пять формационных ступеней развития.

2) Цивилизационная. Разрабатывалась разными философами: Данилевским, Тойнби, Шпенглером и другими. В основе – понятие цивилизации, которое имеет несколько значений. Первое: этап в развитии общества, следующий за дикостью и варварством. Второе: по типу развитий технологий  выделяют  аграрную, индустриальную, информационную. В третьем значении понятие цивилизации используется, чтобы учитывать такие элементы духовной жизни как религию, ценности, традиции. В таком случае говорят о локальных цивилизациях. Некторые исследователи выделяют мусульманскую, христианскую, китайскую, индийскую и другие цивилизации. Цивилизационный подход, таким образом, нацелен на выявление особенностей развития стран, на учет природно-географического фактора (речные цивилизации). К недостаткам этого подхода можно отнести различное понимание цивилизации исследователями, что находит отражение в научной литературе. Одни исследователи применяют слово «цивилизация» в качестве синонима понятия «культура», когда рассуждают о древневосточной, античной, средневековой цивилизации. Другие исследователи вслед за Шпенглером видят в цивилизации заключительный этап в развитии культуры. Третьи исследователи рассматривают культуру как часть цивилизации.

   Помимо двух главных подходов, в историческом познании применяются следующие методы-подходы: социокультурный,  кросс-культурный и другие.

Ведущими методами в исторической науке являются исторический, нацеленный на детальное воспроизведение объекта, то есть общества, а также связанный с ним логический, с помощью которого исторические факты рассматриваются как элементы исторического процесса, выявляются исторические закономерности, этапы развития общества.

Подведем итоги.  Ведущими подходами к анализу исторического процесса являются формационный и цивилизационный. В современной отечественной исторической науке большинство исследователей отошли от формационного подхода, так как он содержит ряд определенных недостатков. Поэтому я на занятиях по истории буду применять цивилизационный подход, хотя и он содержит определенные недостатки. Цивилизационный подход в современных реалиях лучше формационного, поскольку он позволяет подчеркнуть общее (сходства) и единичное (различия) в историческом процессе.

4

Одной из потребностей, которые свойственны человеку, - это стремление познавать мир. В зависимости от объекта познания (что познается), науки делятся на естественные (объектом познания является природа), социально-гуманитарные (в качестве объекта познания выступает  человек и общество). История относится к дисциплинам социально-гуманитарного цикла. Не удивительно, что историческая наука связана, прежде всего, с такими науками, которые изучают общество. К ним относятся: экономическая теория, социология, политология, юриспруденция, культурология, философия.

Поскольку историческая наука изучает развитие общество, его прошлое, которое охватывает достаточно широкие хронологические рамки, то история связана с математикой. Исторические даты, выяснение того, какое событие произошло раньше или позже, и на сколько лет, веков, - все это делает акутуальным применение количественных методов в исторических исследованиях. Кроме того, с целью выявления исторических закономерностей, историческая наука использует данные статистики, демографические сведения. Для составления диаграмм, графиков, таблиц, схем, требуются математические знания, которые, в свою очередь, связаны с применением информационных технологий. Так история связана с информатикой

Прослеживается связь исторической науки с естественными науками. Историческая наука изучает не только развитие общества. Она также и выявляет воздействие природных факторов на воздействие социума. Например, без изучения подобного взаимодействия невозможно понять причин смуты. Кроме того, вместе с развитием общества изменялись и границы государств. Историческая наука уже доказала, что в основе многих исторических фактов, имеющих глобальное значение (например, неолитическая революция, Великое переселение народов) лежат природные, климатические факторы. Следовательно, историческая наука связана с географией, палеонтологией, биологией.

Связана историческая наука и с техническими дисциплинами. Развитие общества невозможно представить без развития техники. Более того, социальный и технический прогресс органично взаимообуславливают друг друга. Научно-техническая революция, причины, сущность и последствия информационной революции уже стали предметами исторических исследований.

Таким образом, история взаимосвязана с различными социальными, точными, техническими науками. Это свидетельствует о том, что история имеет интегративный характер. В связи с этим не стоит удивляться тому, что история связана с другой интегративной наукой, - философией. Различие между ними заключается в том, что история – конкретная наука, построенная на анализе исторических фактов, почерпнутых из исторических источников. Иначе говоря, история изучает конкретное и единичное. Философия, напротив, наука абстрактная, в основе которой – логический метод исследования. Если история изучает, выражаясь философски, нисходящее бытие, занимается его актуализацией, то философия изучает главным образом не конкретную форму бытия, а бытие вообще, взятое в предельно абстрактной форме.

Подведем итоги. История – это сложная наука и сложная учебная дисциплина, изучающая не только прошлое общества, а также всю совокупность факторов, влияющих на его развитие. История – это интересная, увлекательная наука, связанная с целым комплексом разных учебных дисциплин. По этим характеристикам она может сравниться с юриспруденицией, а профессия историка – с профессией следователя. И историк, и следователь, занимаются одним делом – пытаются реконструировать прошлое, опираясь на реальные факты, которые отражены в различных источниках.

5

История как наука и учебная дисциплина играет большую роль в жизни общества и человека. Важная роль исторической науки  выражается в следующих функциях:

1) Познавательная. Изучая историю, мы познаем прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. «История, - писал Мигель де Сервантес, - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Испанскому писателю вторил его русский коллега Леонид Андреев: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудите, откуда вышли и куда нужно вам идти». Таким образом, история обеспечивает не только познание прошлого, настоящего и будущего, но и связь времен;

2) Мировоззренческая. Изучение исторической науки, познание исторического процесса, исследование исторических фактов формирует и развивает мировоззрение человека, то есть его взгляды на мир и на место человека в нем. Эту функцию истории хорошо подчеркнул отечественный историк Ключевский: «без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем мы живем»;

3) Воспитательная. Древнеримский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни, наставницей для человечества. Русский историк Карамзин трактовал историю как зеркало, в которое смотрится народ, чтобы через самопознание встать на путь самосовершенствования. История, - писал Карамзин, - есть зерцало откровений и правил;

4) Развивающая или общекультурная. Изучение истории разивает интеллект, мышление человека, его культуру. Человек, изучающий историю, сталкивается с необходимостью интерпретиации исторических фактов, с необходимостью их систмного анализа. Чернышевский говорил, что «можно не знать, не чувствовать влечения к математике, … химии, но не любить истории может только человек, совершенно не развитый уственно»;

5) Практическая или прогностическая: уметь применять полученные знания на практике. Например, прогнозировать последствия антиалкогольной компании;

6) Идеологическая: «история – это политика, опрокинутая в прошлое» (Покровский);

7) Витальная (пример с манкуртами Ч. Айтматова). Человек, лишенный памяти, превращается в послушного раба, в безвольного проводника чужой воли. Поскольку история  представляет собой не что иное, как коллективную память конкретного народа, человечества в целом, манипуляции с исторической памятью вызывают особое беспокойство. История выполняет очень важную функцию: она обеспечивает «сцепку» и прочность «межпоколенческих» звеньев единой «национальной цепи». Без истории нет народа, нет его культуры.

Подведем итоги.   Не смотря на то, что историческая наука, по большому счету, изучает то, чего нет, то есть прошлое человеческого общества, ее нужно изучать, так как она играет большую роль как в жизни человека, так и в жизни общества. Поскольку прошлое по отношению к настоящему, является итогом его развития, то многие существующие ныне реалии имеют причины объяснения в прошлом. Например, в действующей российской Конституции 1993 года отсутствует пост вице-президента. Понять причины этого факта можно только опираясь на исторические знания: в 1991 году вице-президент СССР Г. Янаев предпринял попытку сместить с поста Президента СССР М. Горбачева, а в 1993 году вице-президент РФ А. Руцкой пытался сместить с должности Президента РФ Б. Ельцина. Конечно, в исторической науке остро стоит проблема достоверности исторических знаний, и эту проблему до конца устранить невозможно. Ее можно только минимизировать, изучая исторический процесс на основе тщательного изучения и сопоставления различных исторических источников, проверяя исторические факты на их подлинность, то есть умело применяя критическое мышление.

Вопросы и задания:

1. Что изучает историческая наука? К какому типу наук ее относят? В чем ее отличие от других наук, входящий в социально-гуманитарный цикл?

2. Дайте определения таким понятиям как «исторический процесс», «исторический источник», «исторический факт», «историческая наука». Как эти понятия взаимосвязаны друг с другом?

3. Какие виды исторических источников вам известны? Приведите примеры.

4. Что вы знаете об исторических фактах? Чем они отличаются от других научных фактов? Согласны ли вы с утверждением, что «исторический факт – это точка зрения историка»? Ответ дайте в развернутой форме.

5. Из каких разделов состоит историческая наука? Можно ли утверждать, что она имеет сложную структуру? Свое мнение обоснуйте.

6. С какими учебными дисциплинами связана история? Почему с ними?

7. В чем сущность формационного и цивилизационного подходов к изучению исторического процесса? В чем их достоинства и недостатки?

8. Зачем нужно изучать историю, если она изучает то, чего уже нет?

9. Почему М. Покровский считал, что «история – это политика, опрокинутая в прошлое»? Согласны ли вы с такой трактовкой?

10.  Какой раздел и какую историческую дисциплину вам будет интересно изучать?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: