Теоретический материал для углублённого изучения

Тема маленького человека – одна из ключевых в русской литературе. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был А. С. Пушкин.

М. Ю. Лермонтов, Н. В.Гоголь, А. С. Грибоедов, А. П. Чехов, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Куприн не раз обращались в своём творчестве к этой теме. Традиции классиков были продолжены А. Солженицыным, В. М. Шукшиным, В. Астафьевым, писавшими о судьбах деревни, о жизни простых людей. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XIX – XX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя.

У Шукшина «маленький человек» – это прежде всего очень интересный психологический тип. Зачастую противопоставляя своих героев «большим людям», Шукшин показывает, что именно маленький человек, как правило, и проявляет такие ценные человеческие качества, как честность, порядочность, любовь к родине, забота о судьбах государства. Самое же главное в шукшинском изображении маленького человека – это то, что он показывает нравственные процессы, идущие в среде обыденного сознания, раскрывает жизнь, заполненную напряжёнными поисками смысла и цели бытия. Шукшин редко опускается до сентиментального сочувствия маленькому человеку, чаще показывает его как личность, достойную уважения.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите верный вариант ответа.

Почему Петька горько плакал, когда милиционер увёл деда:

Варианты ответа:

Он разозлился на гостей;

Уверен, что дед не виноват;

Считал, что это несправедливое наказание.

Чтобы выбрать правильный ответ, необходимо понимать идейное содержание рассказа. В ходе урока сообщалось, что именно слёзы Петьки становятся финалом рассказа: «…залез на печку и там долго ещё горько плакал, уткнувшись лицом в подушку…». Немного странное поведение для тринадцатилетнего подростка. Таким образом, писатель раскрывает перед нами истинную Петькину душу – любящую и искреннюю. Дружба Петьки с дедушкой, сочувствие и симпатия к нему и есть главное, что становится итогом рассказа Шукшина: только любовь помогает нам понять истинное лицо человека. Несправедливость в отношении деда больно ранит мальчика. И правильным ответом в этом задании является вариант:

«Считал, что это несправедливое наказание».

Единичный / множественный выбор

Для создания колоритного образа героев автор намеренно допускает грамматические и речевые ошибки. Его герои – деревенские жители, не всегда грамотные, не владеющие нормами литературного русского языка, но их речь разговорная, неправильная отражает их культуру, их отношение к жизни. Данный приём способствует передачи живой звучащей речи, достоверности происходящего.

Выберите верный вариант ответа.

В каком из предложений, взятых из рассказа «Критики», нет грамматической ошибки?

– «..я любил к ним в горницу через щёлочку подглядывать. Так и телевизор ихний: всё вроде как подглядываешь», – сказал дед, посмотрев пару раз телевизионные передачи;

– «Да разве я так говорил?» – спросил городской мужчина;

– «Вы меня с собой за стол сажать не хочете – ладно!..» – кричал дед.

Проанализировав данные предложения, ученики 6 класса без труда обнаружат грамматические ошибки.

– «..я любил к ним в горницу через щёлочку подглядывать. Так и телевизор ихний: всё вроде как подглядываешь», – сказал дед, посмотрев пару раз телевизионные передачи;(в русском языке нормой употребления является местоимение ИХ).

– «Вы меня с собой за стол сажать не хочете – ладно!..» – кричал дед (необходимо употреблять форму глагола ХОТИТЕ).

Верный ответ:

«Да разве я так говорил?» – спросил городской мужчина (городской житель – более грамотный – и в данном случае противопоставляется сельскому, но это никак не делает ему чести, автор на стороне деда, поведение городского мужчины не вызывает уважения).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: