III. А.Н. Островский - создатель русского национального театра. Место Островского в литературе и деятельной борьбе XIX

Островский стал наследником русского реализма, реализма Гоголя.

«Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, - писал Белинский в 1845 году. - У нас есть комедия Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя - и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного».

В 40-ые гг., когда в прозе и поэзии всё более прочное место завоёвывал критический реализм, на сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои - либо злодеи, либо образцы добродетели), бессодержательные водевили (одноактная комическая пьеса лёгкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами). Белинский призывал писателей идти по стопам Гоголя, создавать драматические произведения, которые бы правдиво изображали и объясняли жизнь. И такое произведение появилось в 1849 г. Молодой драматург А.Н. Островский написал пьесу «Свои люди - сочтёмся!». Вся творческая жизнь Островского была посвящена борьбе за утверждение реализма в русском театре. Н.А. Добролюбов, признавая необычайный талант Островского, писал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны». Пьесы Островского, - писал критик, - «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни». Поведение действующих лиц в пьесах Островского определяется их общественным и семейным положением, каждый обладает своими индивидуальными чертами, которые проявляются в том, как он воспринимает своё общественное и семейное положение, как действует в данных типических обстоятельствах. Так, в драме «Гроза» Тихон, Варвара и Катерина находятся в более или менее сходных условиях. Хотя Тихону, как мужчине, легче было бы постоять за себя, но он полностью подчиняется обстоятельствам; Варвара приспосабливается к ним до поры до времени; а решительный характер Катерины вступает в непримиримое противоречие с условиями жизни.

Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога (сравни диалог купцов Дикого и Кабановой с диалогом через 20 лет Кнурова и Паратова о покупке пароходов, о Ларисе: тема разговора и речь героев значительно изменились, но за культурной внешностью - та же циничная дикость человеческих отношений, та же хищная настроенность конкурентов).

Островский ~ замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии - экспозиции драмы - знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. Так, из рассказов Кулигина о городе Калинове, Кудряша о Диком и Кабанихе, разговора Катерины с Варварой вполне обрисовывается обстановка жизни Катерины, определившая трагический исход драмы. После представления экспозиции действие развивается во всё нарастающем темпе и приходит к естественной развязке. При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку всё более неминуемой.

Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приёмы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего, толпу горожан. Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории театра.

Л.Н. Толстой назвал Островского «общенародным писателем». Действительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал правдивую картину русской жизни начиная с 40-х и кончая 80-ыми годами XIX века, национальный характер, национальные идеалы, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое нашей Родины. Наряду с драматургическим творчеством Островский много времени и сил уделял общественной деятельности. Он был создателем «Артистического кружка», «Общества русских драматических писателей», постоянно помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов и положений о театре. Он боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес, отстаивал реализм как единственно плодотворное направление в русском театральном искусстве. Островский всю жизнь мечтал основать русский народный театр. Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. «Московская сцена, - писал он, - должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики». Ни до, ни после Островского ни один драматург России не устанавливал с театром таких тесных контактов. Малый театр, основанный в 1824 г. - особый театр. Его принято называть «вторым московским университетом». Часто можно было услышать:

«В Москве два университета - на Моховой и на театральной».

«Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре».

Так мог сказать осебе и А.Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: «Я знал Московскую труппу с 1840 года...» Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещённого автора (в 1853 году была поставлена комедия «Не в свои сани не садись», которая прошла с большим успехом).

За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссёром-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил, репетиции с актёрами, воспитывал в них новую исполнительную культуру. «Школа естественной и выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия».

Это признание драматурга объясняет, почему именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому (скульптор И.А. Андреев, 1929 г.). А.Н. Островский изображён сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всём облике драматурга. Погружённый в глубокую думу, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского». Многие актёры своим подлинным творческим рождением обязаны А.Н. Островскому.

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14(2) июня 1886 г. драматург скончался.

Мечты Островского о создании русского народного театра осуществились в послереволюционной России. И сегодня в репертуаре наших театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: