ЗАДАНИЯ для 8 класса
I ТУР
I. Выберите один или несколько вариантов ответа (принимается только верный ответ)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В, Г | В | Б В Д | В | Г | А |
Критерий оценки. По баллу за верный ответ. Всего – 6 баллов
II. Восстановите хронологическую последовательность
1 | 2 | 3 | |
В А Д Б Е Г | В Д Г Ж А З Б | А Б В Г Д | |
Укажите начальную и конечную дату в данном перечислении хронологии. | |||
Кто из священнослужителей, осуществил перевод митрополичьей резиденции из Владимира в Москву? Назовите год, когда это произошло. Назовите имя князя, который способствовал этому переезду. | |||
В 1380 году на реке Калке произошла битва | |||
III. Определите принцип построения рядов
Ответы и критерии оценки.
1. Географические названия, по которым проходил путь «Из варяг в греки»
2. Приверженцы норманнской теории, оппоненты М.В.Ломоносова.
3. Наиболее крупные представители нестяжателей конца XV - начала XVI вв.
4. Даты присоединения татарских ханств к Российскому государству
По 1 баллу за ответы. Всего 4 балла
IV. Установите правильное соответствие:
между именами современников | 1 Г | 2 Б | 3 А | 4 В |
Критерий оценки один балл за полное соответствие. Всего – 4 балла
между названием произведения и его автором | 1 Г | 2 А | 3 Б | 4 В |
Критерий оценки один балл за полное соответствие. Всего – 4 балла. Итого – 8 баллов
V. Исходя из контекста, дайте определение понятий (простая переписка текста оцениваться не будет):
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
Ответы и критерий оценки.
1. Высший совещательный и законодательный орган Московского государства в конце XV – XVII вв., состоявший из представителей наиболее титулованной знати;
2. Члены Боярской Думы
3. Высшая категория членов Боярской Думы
4. Второй по важности чин в Думе (вторая категория)
5. Роды дворянства, постоянно находившиеся на государевой службе;
6. Название дворян, вводимых в состав Боярской Думы из среды дворянства
Критерий оценки. Простое переписывание части текста ответом не считается.
За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 6 баллов
VI. Хронологическая задача
Ответ и критерий оценки.
Восстание в Твери против золотоордынцев, в котором тверичи убили ордынского посла Чол-хана (Щелкана) и всю его свиту. Разрушение Твери татарами Узбек-хана во главе с Иваном Калитой. Свергнутый Александр Михайлович Тверской сбегает в Псков.
Указаны: дата – 1327, место (Тверь) событие (восстание против сборщиков дани) все перечисленное по баллу за позицию.
Указание действующих лиц – по одному баллу, но не более 2 баллов. (Иван Калита, Узбек-хан..) Всего за задание – 5 баллов.
VII. Задание по карте
Соотнесите имена князей и связанные с их деятельностью отмеченные на карте события. Заполните таблицу (6 баллов).
Ответы и критерий оценки.
Князья | Цифра на карте | События |
Владимир Мономах | 5 | Съезд князей в Любече |
Владимир Святославич | 4, 8 | Постройка засечных полос |
Игорь Старый | 1 | Восстание древлян |
Олег | 3 | Поход на Византию |
Святослав | 2 7 | Битва при Доростоле Поход на Волжскую Булгарию |
Ярослав Мудрый | 6 | Договор князя с новгородцами о поддержке его в борьбе за киевский престол. |
За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 6 баллов (если даны только цифры – ответ не засчитывается).
VIII. Задание по краеведению
Ответ и критерий оценки.
Номер фото | Фамилия | (имя, отчество) | Название произведения и буква под которым оно обозначено |
1 | Абрамов | Федор Александрович | «Братья и сестры» Б – 1 |
2 | Богданов | Евгений Федорович | «Лодейный кормщик» Д – 2 |
3 | Борисов | Александр Алексеевич | «Зимняя сказка» В – 3 |
4 | Коковин | Евгений Степанович | «Детство в Соломбале» Г – 4 |
5 | Писахов | Степан Григорьевич | «Морожены песни» Е – 5 |
6 | Шергин | Борис Викторович | «Шиш Московский» А - 6 |
Писателем не является | Борисов Е.Ф. - художник |
Критерий оценки.
По одному баллу верную запись всей строки (без имен и отчеств). Верное указание двух и более имен – добавляем один балл. Верное указание двух и более отчеств – добавляем один балл. Названа фамилия художника – один балл. Всего за задание – 9 баллов.
IX. История зарубежная и российская
1
Ответ
Падение Византийской империи (захват Константинополя турками-османами) | - Падение монголо-татарского ига на Руси; - Присоединение Новгорода к Москве; - Начало княжения Василия II Темного; - Куликовская битва. | |
Год 1453 | Год 1478 | Присоединение Новгорода к Москве |
Критерий оценки
2 балла за точную дату всеобщей истории (указание части века – один балл) и по баллу за год и событие отечественной истории. Всего за задание – 4 балла
2
Ответ и критерий оценки.
Это книги. Одни книги – сжигали, а другие приковывали для предотвращения воровства.
Ответ – книги (1 балл). Полный ответ – 3 балла.
II тур.
Исторический портрет.
Выберите из предложенных исторических деятелей одного и напишите развернутую характеристику его деятельности.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ, ИВАН ВЕЛИКИЙ, ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ.
Укажите годы правления (годы жизни), основные направления его деятельности и результаты. При указании конкретных дат, имен, памятников культуры относящихся к деятельности, выбранного Вами исторического деятеля, ответ оценивается более высоким баллом.
Ответы и критерии оценки.
Ярослав Мудрый
Указание на время княжения (1019-1054, или первая половина XI века)
Приход к власти в результате усобицы 1015-1019 годов между сыновьями Владимира Святославовича. До смерти брата Мстислава (1035 или 1036) – соправитель.
При жизни отца был ростовским, позже новгородским князем. Будучи новгородским князем отказался платить дань Киеву.
На его правление приходится расцвет Древнерусского государства
Расширил границы государства на северо-западе, воевал с чудью и ятвягами.
Ярослав положил начало созданию на Руси первого письменного свода законов – «Русская Правда» (Правда Ярослава)
Много сделал для распространения христианства на Руси (строительство новых церквей – собор Святой Софии в Киеве; основание Киево-Печерского монастыря; поощрение перевода церковных книг с греческого)
Впервые Ярослав Мудрый назначил митрополита без ведома константинопольского патриарха (им стал Иларион)
Сам Ярослав Мудрый – грамотный и образованный человек, много читал, хорошо знал Библию; при нем открыты школы при церквях, создана библиотека при Софийском соборе.
Династические браки способствовали укреплению Руси.
В 1036 году под Киевом русские войска во главе с князем разгромили печенегов, после чего те перестали совершать набеги на Русь.
Основание новых городов (Юрьев, Ярославль и др.)
В 1043 году произошло последнее военное столкновение Руси с Византией (поход оказался неудачным).
Иван III Великий
Указание на время княжения (1462-1505, или вторая половина XV века)
Объединение земель под властью Москвы: в начале правления присоединил к Москве Ярославское, Ростовского княжества
Присоединение Великого Новгорода (1471 – разгром новгородцев войском московского князя в битве на реке Шелони) – 1478 год
Стояние на реке Угре – 1480, свержение ордынского ига
Присоединение Тверского княжества к Москве – 1485
Вел войны с Литвой, в результате которых к Москве перешли 19 городов (Чернигов, Новгород-Северский, Брянск, Путивль и др.) – русско-литовская война 1500-1503 гг.
1497 – принятие Судебника – первого свода законов Русского централизованного государства
Установлением Юрьева дня положил начало процессу закрепощения крестьян
Был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора
Сделал гербом Русского государства двуглавый орел
Принял титул «государь всея Руси».
Вместо дружин создал единую военную организацию – московское войско. Складывание поместного землевладения.
Заложил основы приказной системы управления
Ко времени правления Ивана III относится возведение в московском Кремле Успенского собора архитектором Аристотелем Фиораванти, Благовещенского собора псковскими мастерами, Грановитой палаты итальянскими зодчими
В правление Ивана III в основном завершилось объединение русских земель вокруг Москвы.
Екатерина Великая
Указание на время правления – 1762-1796, или вторая половина XVIII века
Пришла к власти в результате дворцового переворота, свергнув с престола своего мужа Петра III
Просвещенная императрица, вела переписку с французскими философами-просветителями
Предприняла попытку создания нового свода законов, созвав Уложенную комиссию.
В правление Екатерины процветал фаворитизм (Орлов, Потемкин и др.)
Провела секуляризацию церковных земель
Вела активную внешнюю политику, всегда защищая исключительно русские интересы.
При Екатерине произошли разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795): в состав России вошли Правобережная Украина и др. территории
В результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791) Россия получила выход к Черному морю
Присоединение Крыма к России; освоение Новороссии было поручено Потемкину
Создание Черноморского флота
Была проведена губернская реформа (страна была разделена на 50 губерний с населением в 300 — 400 тыс. в каждой, губернии на уезды по 20 — 30 тыс. жителей)
Были введены выборные суды и «судебные палаты» для разбора уголовных и гражданских дел, «совестные» суды для малолетних и больных.
В 1785 была издана «Жалованная грамота дворянству»
В том же году была дана «Грамота» и городам, по которой города получили самоуправление.
В 1773-1775 годах произошла крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
В 1764 году был создан Смольный институт, в 1782 выработан стройный план открытых учебных заведений для всех сословий. В эти же годы были учреждены кадетские корпуса. Открытие памятника Петру I.
Период правления Екатерины Великой получил название период «просвещенного абсолютизма», «золотой век русского дворянства»
Примечание. Могут быть даны и другие факты, не противоречащие заданию.
Критерий оценки.
№ | Название критерия | Баллы |
1 | Указаны хронологические рамки жизни (правления): годы или часть века. | 1 балл |
2 | Определено основное содержание периода (выделено курсивом) | 2 балл |
3 | Полнота и конкретность характеристики внешней политики. | 0-3 балла |
4 | Полнота и конкретность характеристики внутренней политики. | 0-3 балла |
5 | Указание имен современников, связанных с деятельностью | 0-3 балла |
6 | Указание на роль данной исторической личности в развитии культуры | 0-2 баллов |
14 баллов |
I | Тест. | 6 |
II | Восстановите хронологическую последовательность | 10 |
III | Определите принцип построения рядов | 4 |
IV | Установите правильное соответствие | 8 |
V | ТЕКСТ определение понятий | 6 |
VI | Хронологическая задача | 5 |
VII | Задание по карте | 6 |
VIII | Задание по краеведению | 9 |
IX | История зарубежная и российская | 7 |
Всего | 61 | |
Творческое задание | 14 | |
ИТОГО | 75 баллов |