Функции менеджера. Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля руководства

В работе малых и средних предприятий, к которым относятся многие турфирмы и гостиницы, роль личности менеджера является ключевой. От личностных качеств менеджера, уровня его квалификации и особенно от стиля и направленности его деятельности во многом зависят и темпы, и качество, и прибыльность работы фирмы.

Стиль руководства — это наиболее устойчивый, типичный для данного руководителя способ реализации управленческих функций, т.е. решения производственных задач и взаимодействия с подчиненными. Немецкий психолог К.Левин описал три классических стиля: автократический, либеральный и демократический. Другую классификацию предложил Р. Лайкерт, который разделил руководителей на тех, кто сосредоточен на производстве, и на тех, кто сосредоточен на человеке. Впоследствии оценка стиля руководства была модифицирована Р. Блейком и Дж. Мутоном.

Оценка стиля руководства отвечает больше на вопрос: как действует менеджер независимо от того, в каком направлении, в какой области он работает? Исследования деятельности менеджеров различных фирм показали, что, несмотря на различия специализаций и должностных обязанностей, менеджеры выполняют ряд функций, которые в общем виде характеризуются следующим образом.

 

1. Производственно-административные функции:

 

- производственная функция менеджера направлена на решение производственных задач с помощью специальных организационных действий по обеспечению всем необходимым технологического процесса производства и трудовой деятельности персонала. Реализуя данную функцию, менеджер принимает на себя исполнение роли «снабженца»;

 

- административная функция менеджера направлена на решение производственных задач посредством планирования, нормирования, координации, информирования, стимулирования и контроля деятельности подчиненных. В данном случае менеджер выступает как администратор.

 

2. Воспитательно-педагогические функции:

 

- воспитательная функция менеджера — это управление поведением и нравственным развитием персонала в соответствии с целями и миссией фирмы. Здесь менеджер играет роль «воспитателя»;

- педагогическая функция менеджера — это управление познавательным и профессиональным развитием персонала. Чаще всего она реализуется менеджером через профессиональное обучение персонала, где он выполняет функцию «педагога».

 

3. Социально-психологическая функция.

 

В рамках данной функции менеджер выступает как неформальный лидер и управляет взаимодействием людей в коллективе, содействуя формированию благоприятного социально-психологического климата.

Исследования профессиональной деятельности различных менеджеров показали, что каждый из них при реализации своих основных функций может отдавать предпочтение исполнению одних ролей, уделяя меньше внимания другим. Так, один человек может предпочитать роль «снабженца», другой — «администратора», третий - «лидера» коллектива, причем это предпочтение зависит не только от должностных обязанностей, но и от личностных особенностей менеджера.

 

Однако в большинстве случаев менеджеру приходится в той или иной мере исполнять все указанные роли. При этом он может придерживаться одного стиля управления, например быть постоянно авторитарным. Некоторые менеджеры могут демонстрировать различные стили управления в разных ролях. Например, реализуя роль «администратора», он может быть автократом, «воспитателя» – либералом, а «лидера» – демократом.

 

Определение направленности деятельности менеджера в сочетании с оценкой стиля управления позволяет получить более точную характеристику его индивидуального стиля деятельности, а следовательно, определить сильные и слабые стороны его руководства. Для оценки стиля руководства применяется опросник Блейка-Мутона. Изучение стиля может проводиться либо методом самооценки, либо методом экспертной оценки. При самооценке менеджер сам отвечает на поставленные вопросы. При экспертной оценке на вопросы отвечают его подчиненные, руководители смежных подразделений и вышестоящие менеджеры. Для получения более или менее объективной оценки число экспертов должно быть не меньше шести.

 

Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля руководства

 

Настоящее задание выполняется методом экспертной оценки. Экспертами обычно являются подчиненные, руководители смежных подразделений и вышестоящее руководство. Минимальное количество экспертов шесть человек. Им предлагается отметить номера тех утверждений, которые, по их мнению, справедливы для данного менеджера.

 

Инструкция: Предлагаемые Вам утверждения касаются разных аспектов поведения руководителя. Оцените, насколько они справедливы для данного руководителя, поставив крестик в соответствующую графу.

 

Ф.И.О. оцениваемого руководителя _____________________

Номер Утверждение Всегда Часто Иногда Редко Никогда
1 Я действую как представитель этого коллектива          
2 Я предоставляю членам коллектива полную свободу в выполнении работы          
3 Я поощряю применение единообразных способов работы          
4 Я разрешаю подчиненным решать задачи по их усмотрению          
5 Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе          
6 Я предоставляю подчиненным возможность делать работу так, как они считают наиболее целесообразным          
7 Я поддерживаю высокий темп работы          
8 Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение производственных заданий          
9 Я разрешаю возникающие в коллективе конфликты          
10 Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действий          
11 Я решаю сам, что и как должно быть сделано          
12 Я уделяю основное внимание показателям производственной деятельности          
13 Я распределяю поручения подчиненным, исходя из производственной необходимости          
14 Я способствую разным изменениям в производственном коллективе          
15 Я тщательно планирую работу своего коллектива          
16 Я не объясняю подчиненным свои действия и решения          
17 Я стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и намерения — для их пользы          
18 Я предоставляю подчиненным возможность устанавливать свой режим работы          

 

1. Около отмеченных утверждений поставить единицы там, где есть ответы «Всегда», «Часто», «Редко» и «Никогда».

 

2. Ответы «Всегда» и «Часто» на вопросы 2, 4, 6, 8, 14, 18 и «Редко» или «Никогда» на вопросы 5, 10, 16 суммировать и сумму отметить на шкале «Ориентация на персонал», управленческой решетки (рис. 6).

9 1.9               9.9
8                  
7                  
6                  
5         5.5        
4                  
3                  
2                  
1 1.1               9.1
  1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

                                 Рис.6 Управленческая решетка

3. Сложить остальные единицы и сумму отметить на шкале «Ориентация на задачу».

 

4. Определить на управленческой решетке точку координат стиля менеджера.

 

При интерпретации полученного результата можно ориентироваться на следующие характеристики стиля деятельности менеджера, предлагаемые авторами методики:

 

Точка 1.1 — «Страх перед бедностью». Сo стороны руководителя проявляются усилия, направленные на обеспечение минимального качества работы, позволяющего избежать увольнения.

 

Точка 9.1 — «Авторитет — подчинение». Соответствует такому стилю, при котором производственный результат — все, а человек — в лучшем случае, исполнитель. Моральный настрой в коллективе такого руководителя мало беспокоит.

 

Точка 1.9 — «Дом отдыха». Руководитель в основу своей деятельности ставит человеческие отношения, создает «семейную» атмосферу в коллективе, но мало заботится о выполнении производственных заданий.

 

Точка 5.5 — «Организация». Руководитель находит баланс производственной эффективности и морального климата в коллективе.

 

Точка 9.9 — «Команда». Соответствует такому стилю управления, при котором менеджер стремится так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости.

 

Список литературы

 

1. Основы менеджмента: Учебник для вузов /Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова; Под ред. Д.Д. Вачугова. - М.: Высшая школа, 2003.

 

2. Полукаров В.Л. - психология менеджмента. Москва, 2008.

 

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 2006.

 

4. И.Н. Герчикова. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2004.

 

5. Менеджмент организации / под редакцией З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина /. М.: ИНФРА - М., 2006.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: