Методы исследований в экологии

ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ

ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
место прохождения практики

 

 

Руководитель от университета                                             Индейкина О.С.
                                                                            подпись, дата инициалы, фамилия

 

Студент   2АН-2, 18561                                                Генджеева.Г.Г
                                     номер группы, зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия

 

 

Чебоксары 2020




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..……..3

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………………..7

МЕТОДИКИ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………….….8

ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ………………………………………………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..……15

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….………..…16

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………….....................................17

 

 

Введение

 

В современных условиях, когда все большую актуальность приобретают проблемы экологии, важной задачей педагогики является формирование экологической культуры личности. Человек будущего - это личность, живущая в гармонии с окружающим миром и собой, действующая в рамках экологической необходимости.

Экологическая культура - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами.

Связь с природой, общение с ней является важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения детей младшего школьного возраста к её объектам и явлениям. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей чувства природы, пониманию ее многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения, созданию образов окружающего мира. Известно, что природа дарит человеку прекрасные, незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья.

Цель экскурсии: знакомство с животным миром окружающей среды и природы городской рощи как местной достопримечательности г. Новочебоксарск.

 

 

Задачи:

- Познакомить с особенностями окружающей среды

- Провести наблюдение за летними изменениями в природе(растения, деревья, кустарники, птицы, почва, погодные изменения)

- Воспитать любовь и бережное отношение к природе, формировать навыки сознательной заботы о чистоте города.

 

Характеристика объекта исследования

В 2013-м парк вошел в число объектов кластера «Этническая Чувашия». Проект разработали для увеличения потока туристов в регион. Так, в рамках реализации кластера в сентябре 2017-го «Парк культуры и отдыха имени 500-летия» стал этнокомплексом «Амазония». Авторы проекта обратили внимание на особенности истории и культуры чувашского народа. И стремились воплотить их в новом пространстве для горожан и туристов. В настоящее время на территории бывшего Парка культуры и отдыха имени 500-летия г. Чебоксары недавно построен этнокомплекс «Амазония» со следующими объектами:

  • "Лестница влюблённых" и пруд;
  • Административно-развлекательный комплекс с рестораном чувашской кухни "Шывармань";
  • Аквапарк «Амазонлэнд» с летней аква-зоной "Amazonia";
  • Гостиничный комплекс «Амазонлэнд»;
  • Спортивно-развлекательный комплекс «Амазония»;
  • Город аттракционов;
  • Причал катеров и яхт (марина) с благоустройством набережной;
  • Этнографический комплекс "Тухья" (музей истории чувашского народа и чувашской культуры);
  • Центральная аллея героев народного эпоса со свето-музыкальным фонтаном;
  • Двухуровневый каток и лыжные трассы (в зимнее время).

 

МЕТОДИКИ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ в почвоведении

Профильный метод

 разработанный В. В. Докучаевым, лежит в основе всех почвенных исследований. Метод требует изучения почвы на всю глубину начиная с поверхности и до материнской породы последовательно по генетическим горизонтам и сопоставления изучаемых свойств или параметров почвенного профиля. Он отражает природные закономерности вертикальной пространственной неоднородности почвы, закономерности развития почвообразовательного процесса и почвенных режимов.

Морфологический метод

изучения строения почвенного профиля является базисным при проведении полевых почвенных исследований и составляет основу полевой диагностики почв. В почвоведении широко используют все три вида морфологического анализа: 1) макроморфологический (при изучении почвы невооруженным глазом); 2) мезоморфологический (с применением лупы и бинокуляра); 3) микроморфологический (с помощью микроскопов, в том числе электронных). Морфологический анализ почвы – начальный этап всех почвенных исследований.

Сравнительно-географический метод

основан на сопоставлении почв и соответствующих факторов почвообразования в их историческом развитии и пространственном распространении и позволяет делать обоснованные заключения о генезисе почв и закономерностях их географии.

Сравнительно-исторический метод

дает возможность исследовать прошлое почв и почвенного покрова на основе изучения современной ситуации, детально изучать погребенные почвы и почвенные горизонты, реликтовые признаки почв и сопоставлять их с современными процессами.

Метод почвенных ключей

основан на детальном генетико-географическом анализе небольших репрезентативных участков – ключей и интерполяции полученных таким путем данных на крупные территории с однотипной структурой почвенного покрова.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЭКОЛОГИИ

Метод ключевых участков -представляет собой оценку состава, структуры и продуктивности фитоценоза или популяции растений с использованием ключевых участков как минимальных единиц экстраполяции. Метод применяют при геоботанических исследованиях. Ключевые участки –это площади, которые служат эталоном конкретного типа фитоценоза или популяции определенного вида растений. Размеры ключевого участка (или площадь выявления) могут быть различными: в степной зоне от 2 до 5 м2. в тайге от 0,5 до 0,75 га. Следует помнить, что чем больше участок, тем больше неоднородность растительного покрова. Ключевые участки закладывают строго систематически, намечая их расположение по картографическим материалам или непосредственно на местности. В тех случаях, когда участок однороден по растительному составу, исчезает необходимость определять долю площади, занятой конкретной растительностью. В этом случае через ключевой участок прокладывают несколько трансект, на которых проводят исследования состава, структуры и продуктивности фитоценоза или популяции растений. В тех случаях, когда площадь ключевого участка неоднородна по растительному покрову, следует определить долю площади, занятой изучаемыми объектами на ключевом участке. Для этого через ключевой участок прокладывают несколько маршрутных ходов, на которых отмечают протяженность изучаемых растительных группировок, затем рассчитывают процент площади, занятой ими. Эти данные имеют большое значение, например, для прогнозирования урожайности на единицу площади.

Метод маршрутных исследований – широко используется при проведении крупномасштабных полевых исследованиях, а также при изучении и картировании почв, растительности, рельефа, горных пород и гидрогеографических показателей. Маршрутные исследования могут быть двух видов: Системные – предполагают изучение всей площадь, Реконгносцировочные – когда изучают только часть 10-20% всей площади. В последнем случае предварительно дешифруют картографическую основу и намечают вероятные рабочие маршруты. При этом необходимо получить как можно больше информации об объекте исследования. Ля этого маршрутами охватывают междуречья, речные долины, понижения. Террасы и поймы рек, склоны и водоразделы. Анализируют закономерности функционирования и эволюции ландшафтов.

Метод эталонов – представляет собой модификацию метода «ключевых участков» и применяется для биогеохимических поисках полезных ископаемых в ландшафтах с аллювиальными, золовыми и ледниковыми типами отложений. «Ключевые участки» закладывают в тех точках, где искомый индикат заведомо присутствует. Эти ключевые участки называют эталонами. В этих точках осуществляют подробные описания растительности и путем их сравнения выявляются те повторяющиеся черты растительного покрова, которые сопряжены с индикатом. Метод эталонов требует детального описания растительности у четом фенологических явлений и морфологических аномалий. При данном методе отбор проб растений проводят по элементарным геохимическим ландшафтам. В процесс пробоподготовки растения озоляют и растворяют в кислотах и спектральным методом на ААС определяют содержание химических элементов. Полученные результаты используют для расчета коэффициентов биологического поглощения.

Метод ординации. В экологии более точным методом выявления связи растительности и среды обитания считают метод ординации, представляющий собой упорядочение видов или сообществ в виде рядов вдоль осей, отражающих изменения определенных экологических факторов. Для правильного проведения исследований все экологические факторы должны быть ранжированы в определенной последовательности с учетом их важности для размещения видов. Сначала выбирают фактор, наиболее важный, и подбирают списки видов, соответствующие крайним местообитаниям в экологическом ряду данного фактора, например наиболее засушливых и увлажненных местообитаний. Между этими крайними списками располагают все промежуточные описания в порядке, отвечающем количественному изменению фактора. После ранжирования по наиболее важному фактору, повторяют эту процедуру для того фактора, который занимает второе место по влиянию на растительность. Далее надо охватить всех круг других факторов, действующих на растительный покров. Несмотря на широкое использование метод не лишен недостатков, к которым можно отнести следующие:не учитывается существование сообществ, ранжирование некоторых факторов проводят качественно, без количественных оценок, а также достаточно субъективно.

Метод градиентного анализа. Другим интересным экологическим методом являетсяметод градиентного анализа. Он используется для оценки связи растительного покрова со средой в наиболее строгом статистическом оформлении. Изменение фактора в ходе ординации анализируют не качественно, а путем конкретных измерений аналитических сигналов изучаемых образцов вод. почв и т.д. По результатам выделяют индикаторные группы видов, в которые включаются лишь те, которые в ходе градиентного анализа обнаружили наибольшую экологическую информативность. Этот метод позволяет более точно выявить группы –индикаторы, однако не лишен недостатков. К которым можно отнести: необходимость набора огромного числа описаний, некоторый отрыв набора пробны площадей от аэрофотоизображений местности. Исследовать роль конкретного фактора можно при постановке эксперимента в полевых или лабораторных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: