МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
Кафедра коррекционной психологии и педагогики
ПРОГРАММА
Логопедической практики
Для подготовки слушателей
По программе профессиональной переподготовки
«Логопедия»
| Составители: к.психол.н. доцент Дуванова С.П., к.пед.н. доцент Арзыбова Л.В., к.мед.н. доцент Юров Ю.В., к.пед.н. доцент Ермакова И.Е., к.психол.н. доцент Щербакова Н.А., ст.преп. Болотова Т.В., ст.преп. Клейменова М.В. Программа утверждена на заседании кафедры коррекционной психологии и педагогики: протокол №__ от _____ 20__ г. Зав. кафедрой _______С.П. Дуванова |
Воронеж – 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной логопедической деятельности проводится в соответствии с учебным планом программы профессиональной переподготовки «Логопедия».
Слушатели работают в качестве логопеда и учителя-логопеда на логопедических пунктах при общеобразовательных и коррекционно-образовательных учреждениях.
Подготовкой к производственной практике являются лекции по дисциплинам «Введение в логопедическую деятельность», «Логопедия», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Основы нейропсихологии. Невропатология» и др., а также практические и семинарские занятия. На практических занятиях студенты получают навыки работы с детьми: проводят обследование детей, страдающих дислалией, стертой дизартрией, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи; наблюдают и анализируют занятия логопедов, воспитателей и уроки учителей.
Подготовкой к практике служат посещения студентами реабилитационных, коррекционно-воспитательных и коррекционно-образовательных учреждений, в которых знакомятся со организацией, структурой, содержанием, задачами логопедической работы.
Во время практики студенты работают с детьми, имеющих нарушения речи разных уровней и различной этиологии. Важным средством профессиональной подготовки является проведение обследования детей с последующим составлением и анализом карт обследования, посещение и проведение логопедических занятий по постановке, автоматизации, дифференциации звуков, по развитию фонематического анализа. Студенты изготавливают логопедические альбомы, необходимые им при обследовании детей с различными речевыми нарушениями, а также альбомы для проверки состояния звукопроизношения у детей, лексики, грамматического строя речи, связной речи; для исследования оптико-пространственных представлений, зрительного гнозиса и праксиса. Дидактический и наглядный материал, подготовленный и использованный в ходе практики, пригодится затем студентам в последующей работе.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1. Закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении курсов «Анатомия, физиология, патология органов зрения, слуха и речи», «Основы нейропсихологии. Невропатология», «Введение в логопедическую деятельность», «Логопедия», «Логопсихология. Онтогенез речевой деятельности» и других.
2. Выработка умения применять полученные знания на практике при обследовании состояния речи детей, планировании логопедической работы и проведении коррекционно-воспитательной работы.
3. Воспитание ответственности за работу с детьми, поскольку от коррекционного воздействия зависит дальнейшее полноценное развитие ребенка.
4. Развитие интереса к научно-исследовательской работе, касающейся вопросов коррекционно-логопедического воздействия. Развитие общественно-педагогической активности студентов, приобщение их к пропаганде логопедических знаний среди населения.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1. Закрепить практические навыки по исправлению недостатков звукопроизношения в индивидуальной работе с детьми.
2. Выработать навыки проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
3. Использовать на практике знания теоретических аспектов коррекционно-логопедической работы.
4. Учиться координировать работу логопеда, психолога и педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Студенты-практиканты проводят индивидуальные и фронтальные занятия. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. В течение практики студент занимается с одним ребенком, имеющим общее недоразвитие речи или фонетико-фонематическое недоразвитие речи. По плану работы учителя-логопеда студент проводит с детьми фронтальные и индивидуальные занятия, а также 2 контрольных занятия (одно индивидуальное, втрое – фронтальное). Каждый студент посещает не менее 10 индивидуальных и 10 фронтальных занятий, участвует в их анализе.
Во время практики студент выполняет все обязанности учителя-логопеда: присутствует на педагогическом совете, готовит и проводит вместе с учителем-логопедом родительское собрание; проводит беседы с родителями тех детей, с которыми занимается индивидуально; знакомится с осуществлением режимных моментов учреждения; основными направлениями коррекционно-воспитательной работы в нем, изготовляет пособия для логопедического кабинета.
В процессе практики студент приобретает умения:
-проведения психолого-педагогического обследования ребенка и правильной постановки речевого диагноза;
-распределения детей на подгруппы в соответствии с речевым диагнозом и определения основных направлений коррекционной работы с ними;
-составления планов индивидуальной работы с детьми с различными нарушениями речи, а также перспективного плана фронтальной работы с ними;
-проведения индивидуальных и фронтальных занятий, учитывая недостатки речи ребенка, его психологические, личностные особенности, возраст и программный материал;
-вести правильно, своевременно и аккуратно документацию логопеда;
-осуществлять работу логопеда в полном контакте с воспитателями, методистом, музыкальным работником, медицинской сестрой и учителями начальных классов школьных учреждений;
-проводить профилактические мероприятия по предупреждению нарушений речи у детей.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ






