Студенты знакомятся с задачами, организацией, содержанием практики, образцами документации, распределяются по учреждениям.
2 этап. Знакомство с деятельностью логопеда:
1) беседы с директором школы, завучами, педагогами, председателем методического объединения учителей начальных классов; педагогом-психологом и другими специалистами школы;
2) оформление дневника работы студента на практике. В дневнике указываются: распорядок дня студента, распределение времени занятий по группам, список детей для фронтального занятия, списки изготовленных пособий для логопедического кабинета, план проведения внутренних и открытых занятий.
3) знакомство с организацией работы логопеда, его документацией;
4) обследование детей, прикрепленных к студенту для индивидуальной и фронтальной работы;
5) составление перспективного плана работы.
Этап. Работа с детьми.
1) составление речевой характеристики группы;
2) присутствие на индивидуальных и фронтальных занятиях логопеда;
3) проведение индивидуальных занятий;
4) проведение фронтальных занятий;
5) проведение контрольного индивидуального и фронтального занятия;
6) участие в анализе контрольных занятий своих однокурсников;
7) оформление документации по итогам работы;
Этап Передача детей, документации, наглядных пособий логопеду.
Оценка логопедом результатов деятельности студента-практиканта во время практики, составление его характеристики.
Этап Заключительная конференция.
Организация выставки наглядных пособий, изготовленных студентами-практикантами Выступления учителей-логопедов, руководителей практики. Анализ результатов практики, предложения по ее итогам. Сдача документации. Зачет по результатам выполненных заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ПРАКТИКУ
1. Обязательное прохождение всех этапов практики и выполнение студентом требований, предъявляемых к нему: посещаемость, дисциплинированность, добросовестное отношение к работе, внимание к детям и т.д.
2. Уровень теоретических знаний студента и умение творчески применить их в практической работе.
3. Уровень владения приемами обследования детей с различными речевыми нарушениями, умения провести дифференциальную диагностику и сформулировать логопедическое заключение.
4. Качество методической подготовленности студента.
5. Умение обобщить собственный опыт логопедической работы, передовой опыт логопеда и применить его в процессе прохождения практики, показав рост педагогического мастерства.
6. Степень самостоятельности при составлении конспектов фронтальных и индивидуальных занятий.
7. Качество содержания и оформления конспектов, дидактического материала и всей документации по практике.
8. Степень методической зрелости и активности при анализе логопедических занятий.
9. Умение подготовить и провести беседу с родителями, родительское собрание, индивидуальную консультацию родителей, педагогов школы.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
По окончании практики студенты-практиканты сдают следующую документацию (выделены те документы, которые сдаются руководителю практики, остальные предъявляются):
1. Карта обследования ребенка.
2. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком.
3. Дневник практики (с конспектами посещенных занятий).
4. Отчет о практике.
5. Дидактический и наглядный материал (логопедический альбом и т.п.), изготовленный студентом.
6. Индивидуальный план, заполненный в соответствии с едиными требованиями.
7. Полные конспекты фронтального и индивидуального контрольных занятий с комплектом необходимого наглядного материала, проверенные логопедом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: Владос, 2008. — 703 с.
2. Белякова Л.И. Логопедия: Заикание: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — М.: Академия, 2003. — 208 с.
3. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2007. — 320 с.
4. Лаврова Е.В. Логопедия: основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. — М.: Академия, 2007. — 144 с.
5. Логопедия: методическое наследие. Кн. IV, Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия: пособие для логопедов и студ. дефектолог. ф-тов пед. вузов / сост. Р.И. Лалаева. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 304 с.
6. Логопедия в школе: практический опыт: учебно-практ. пособие / под ред. В.С. Кукушина. — М.: МарТ, 2005. — 368 с.
7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ.сред.проф.образования / Под ред.Т.В. Волосовец. — М.: Академия, 2002. — 200 с.
8. Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие для студ. заочной формы обучения по спец. 050715 "Логопедия" / сост. Л. В. Арзыбова. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 609 Кб). — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2010. — 52 с. — Загл. с титул. экрана. — Электрон. версия печ. публикации. — Доступ из локальной сети ФБ ВГПУ. — Adobe Acrobat Reader 4.0. — <URL:http://www.vspu.ac.ru/download/lib/P/P1_2010_12.pdf>.
9. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Сазонова. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 144 с.
10. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Академия, 2003. — 240 с.
11. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. — М.: Академия, 2005. — 192 с.






