Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | |
1. | Обследование | 10 | Обследование речи |
2 | Общие | 15 | Уточнение временных и пространственных представлений |
3. | Гласные звуки и буквы | 50 | Повторение изученных гласных |
4. | Согласные звуки и буквы | 115 | Повторение изученных согласных |
Итого | 190 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Календарно-тематическое планирование отражает содержание индивидуальных и групповых логопедических занятий в соответствии с программным материалом по русскому языку и чтению. При проведении индивидуальной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи используются следующие приемы логопедического воздействия:
- дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий и стимулирующий);
- пассивная и активная артикуляционная гимнастика;
- развитие понимания речи;
|
|
- развитие речевого дыхания;
- голосовые упражнения;
- оживление мимики лица;
- глазодвигательные упражнения;
- развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;
- коррекция звукопроизношения (постановка отсутствующего или искаженного звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых фонем);
- развитие тонкой моторики.
Логопедическая работа по коррекции тяжелого нарушения речи, как дизартрия различной степени тяжести, проводится учителем-логопедом, обученным методике проведения логопедического массажа, и имеющим соответствующий сертификат. Необходимый лого педический массаж при дизартрии проводится при наличии справки на его разрешение от врача-невролога.
Основными направлениями работы при проведении занятий с детьми являются:
- развитие игровой деятельности с использованием речевого материала;
- развитие речевого общения с окружающими, обогащение пассивного и активного словарного запаса, формирование лексико-
грамматического строя и обучение связной речи;
- работа по устранению ошибок по дислексии и дисграфии;
- развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, развитие кинестетического восприятия;
- развитие зрительного и слухового памяти и внимания, развитие логического мышления;
- развитие двигательных функций;
- последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений;
|
|
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений.
Используемая литература:
1. Аксенова А. К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М.: Просвещение, 2004. - 68с.
2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2002. - 154с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия – М.:, 2006 – 319 с.
4. Богомолова А И. Логопедическое пособие для занятия с детьми.
5. Волкова JI. C., Шаховская С. Н. Логопедия. - М.: Просвещение, 1998. - 68с.
6.Винарская Е.Н. Дизартрия – М.: АСТ: Астрель, Транзит книга, 2005 – 141, с.: ил., - (Библиотека логопеда)
7. Выготский Л. C. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: Просвещение, 1984. - т.4-318с.
8. Горецкий В. Г., Кирюшин В. А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. Азбука в 2 частях. - М.: Просвещение, 2012.
9. Ефименкова Л. H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1992. -76с.
10. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
11. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. «Логопедическая работа в школе». Работаем по новым стандартам. М., «Просвещения», 2012г.
12. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.- М.: Просвещение, 2018
13. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.
14. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1997.
15. Краткий дефектологический словарь. - М.: Просвещение, 1964.
16. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
17. Лазаренко О.И. Логопедический альбом. – М.: Айрис-пресс,2006.
18. Лопухина И. С. Логопедия. Упражнений для развития речи. - С-П.: Дельта, 1997.
19. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. - С-П.: Корона-Век, 2018
20. Логопедия. Методическое наследие. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи М.: Владос, 2003 кн.5, с. 300-319
21. Логопедия. Методическое наследие. Нарушения голоса и звука – произносительной стороны речи. М.: Владос, 2003 кн.1, с. 103-300.
22. Лопатина Л. В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формы дизартрии. С-П, «Союз»,2004, с.3-188.
23. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М..: 2001 с. 58-75, 115-142.
24. Новикова Е.В. Зондовый массаж. Наглядно-практическое пособие. М.:2000 с. 3-494.
25. Нищева Н.В. примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
26. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
27. Парамонова Л.Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции. Обучение во вспомогательной школе. – М.: 1973.
28. Правдина О.В. Логопедия. М.: «Просвещение», 1969.
29. Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей – 2кн. 2006.
30. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. С-П., 1998. с.3-3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Индивидуальных занятий (вариант 6.2 ФГОС НОО ОВЗ.)
А» кл.
п/п № | Дата | часы | Тема занятия | Элементы занятия | Деятельность учащихся | Материалы к занятиям ИКТ |
1. | 02-04. 09 | Обследование импрессивной речи. | Беседа по картин кам, алфавиту | Обследование звукопроизноше ния | цветные иллюстрации, магнитная доска ИКТ | |
2. | 05-06. 09 | Обследование связной речи. | Беседа по сюжетной картинке | Выявить степень сформированно сти развернутого, самостоятельно го высказывания. | цветные иллюстрации, магнитная доска, ИКТ | |
3. | 09.09 | Обследование словарного запаса. | Беседа по сюжетной картинке | Выявить соответ ствует ли словарь возрастной кате гории | цветные иллюстрации, магнитная доска, настольно-печатные игры ИКТ | |
4. | 10.09 | Обследование речи. | Беседа по сюжетной картинке | Выявить прави льность построе ния граммати ческой структу ры предложения | цветные иллюстрации, магнитная доска ИКТ | |
5. | 11.09 | Обследование звукопроизношения. | Повторение прос тых рядов слогов и слов | Повторение прос тых слоговых ря дов и слов | цветные иллюстрации, магнитная доска ИКТ | |
6. | 12.09 | Обследование фонематического слуха | «Узнай предмет по контуру», «Найди различия» | Выявить наличие нарушений чте ния | цветные иллюстрации, магнитная доска, нас тольно-печатные игры | |
7. | 13.09 | Обследование мелкой моторики | Выявить наличие нарушения мелкой моторики | Выявить наличие нарушений мелкой моторики | цветные карандаши, цветные крышки маг нитная доска. | |
8. | 16.09 | Лексическая тема: Золотая осень | Рассказ по сюжет ной картинке | Должны уметь: - слушать и слышать учителя-ло гопеда, не перек ключаясь на по сторонние воздей ствия. - уметь понять и принять учебное задание, постав ленное в вербаль ной форме. | Картинки про осень. | |
9. | 17-20. 09 | Уточнение и развитие временных отношений Лексическая тема: Осень. Признаки осени | Обобщение и систе ма тизация знания детей об основных единицах времени, о периодах челове ческого возраста. Наблюдение и опре деление временной последовательнос ти каких-либо дейст вий и событий. Понятия: вчера, се годня, завтра, после лезавтра; утро, день, вечер, ночь; времена года; дни недели…. | Должны уметь: - слушать и слышать учителя-ло гопеда, не перек ключаясь на по сторонние воздей ствия. - уметь понять и принять учебное задание, постав ленное в вербаль ной форме. Должны быть сформированы элементарные пространствен ные представле ния Должны быть сформиро ваны представле ния о времени года | цветные иллюстрации, лопаточки слов, сбор ники Лопухиной И.С., Богомолова. Картинки осень, деревья, кустарники, | |
10 | 23-27. 09 | Уточнение и развитие про странственных представлений. Лексическая тема: Школа, класс, учитель | Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в про странстве. Установление простран ственных взаимоотноше ний объектов; последо вательности пред метного ряда, число вого ряда. Расширение и акти визация лексическо го запаса на задан ную тему | Должны уметь: - слушать и слышать учи теля-ло гопеда, не пере ключаясь на по сторонние воз действия. - уметь понять и принять учебное задание, поста вленное в вер бальной форме. Должны быть сформированы элементарные пространствен ные представле ния. | цветные иллюстрации. Схема человека. Игра верх — низ, вправо — влево. | |
11. | 30.09-04.10 | Звук А, буква А Лексическая тема: Овощи | Артикуляционная харак теристика зву ка. Выделение началь ного гласного в сло ве. | Должны уметь: - слушать и слышать учи теля-логопеда, не пере ключаясь на посторонние воз действия. - уметь понять и принять учебное задание, постав ленное в вербаль ной фор ме. Уметь называть местоположение звука в слове | цветные иллюстрации, Азбука разрезная, про филь звука А, предмет ные картинки на звук А. сборники Лопухи ной И.С., Богомолова. | |
12. | 07-10. 10 | Звук, буква О. Лексическая тема: Фрукты | Артикуляционная характеристика зву ка. Дифференциация букв а-о Расширение и акти визация словаря | Должны уметь: - слушать и слышать учителя-ло гопеда, не пере ключаясь на по сторонние воз действия. - уметь понять и принять учебное задание, постав ленное в вербаль ной форме. Уметь называть местоположение звука в слове | цветные иллюстрации, Азбука разрезная, про филь звука О, предмет ные картинки на звук О. | |
13. | 14-18. 10 | Звук И, буква И Лексическая тема: Сад-огород | Артикуляционная характеристика зву ка. Выделение началь ного гласного в сло ве. Расширение и акти визация словаря | Рисование краска ми пальчиками на листе. Уметь называть местоположение звука в слове | цветные иллюстрации, Азбука разрезная, про филь звука И, предмет ные картинки на звук И | |
14. | 21-25. 10 | Звук Ы, буква Ы. Дифференциация Ы — И. Лексическая тема: Лес | Артикуляционная характеристика зву ков, сравнение. Выделение удар ного гласного. Звуковой анализ слов пыль, Тима, мыло, кит | Уметь дифферен цировать ы-и в словах | цветные иллюстрации, Азбука разрезная, про филь звука Ы, предмет ные картинки на звук Ы. | |
15 | 05-08. 11 | Звук У, буква У Лексическая тема: Грибы | Артикуляционная характеристика зву ка. Выделение началь ного гласного в сло ве. Выделение удар ного гласного | Узнавать и угады вать звук в слове. Уметь дифферен цировать ы-и в словах | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь звука У, предмет ные картинки на звук У | |
16. | 11-15. 11 | Звуки Н Н*, буква Н. Дифференциация Н — Н* Звуки М М*, буквы М. Дифференциация М - М*. Лексическая тема: Птицы-гости | Артикуляционная ха рактеристика звуков, сравнение. Расширение и акти визация словаря. Звуковой анализ слов мак, мир, море, мера. Выделение ударно го гласного. | Узнавать и угады вать звуки в сло ве. Уметь дифферен цировать н-н* в словах. Узнавать и угады вать звук в слове Уметь дифферен цировать м-м* в словах. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про фили звука Н Н*, пред метные картинки на звуки Н Н* профи ли звука М М*, предме ные картинки на звуки М М* | |
17. | 18-22. 11 | Звуки С С*, буква С. Дифференциация С - С*, Определение места в слове, Лексическая тема: Птицы-соседи | Артикуляционная характеристика зву ков, сравнение. Постановка звука С Выделение ударно го гласного. Определение места в слове. Звуковой анализ слов: «Санки», «Гу си», «Сок» «Гусь» | Узнавать и угады вать звуки в сло ве Уметь дифферен цировать с-с* в словах. Писать букву С в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука С С*, предме ные картинки на звуки С С* | |
18. | 25-29. 11 | Звуки К К*, буква К. Дифференциация К-К* Лексическая тема: Одежда. | Артикуляционная характеристика зву ка. Звуковой анализ прямого и обратно го слога ка, ак Расширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звуки в сло ве. Уметь дифферен цировать к-к* в словах. Писать букву К в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука К К*, предме ные картинки на звуки К К* | |
19. | 02-06. 12 | Звуки Т Т*, буква Т Лексическая тема: Транспорт | Артикуляционная ха рактеристика звука. вуковой анализ обратного слога ат Расширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звуки в сло ве Уметь дифферен цировать т-т* в словах. Писать букву Т в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Т Т*, предме ные картинки на звуки Т Т* | |
20. | 09-13. 12 | Звуки Л-Л*, буква Л. Дифференциация Л-Л* Лексическая тема: Обувь | Артикуляционная характеристика звуков. Постановка звука Л. Определение места в слове. Звуковой анализ слов «Ла па», «Липа, «алый» «ил» Расширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звуки в сло ве Уметь дифферен цировать л-л* в словах. Писать букву Л в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Л Л*, предме ные картинки на звуки Л Л* | |
21. | 16-20. 12 | Звуки Р-Р*, и буква Р. Дифференциация Р-Р*. Дифференциация Р-Л Лексическая тема: Времена года. Зима | Артикуляционная характеристика зву ков. Постановка звука Р Определение места в слове. Звуковой анализ слов «Рак», «Рис», «Роса» «Русь» | Узнавать и угады вать звуки в сло ве Уметь дифферен цировать р-р* в словах. Уметь дифферен цировать р-л, л*-р* в словах. Писать букву Л в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Р Р*, предме ные картинки на звуки Р Р* | |
22. | 23-27. 12 | Звуки В В*, букв В. Дифференциация В - В*, Звуки Ф Ф*, букв Ф. Дифференциация Ф - Ф* Лексическая тема: Новый год | Артикуляционная характеристика зву ков. Звуковой анализ слов Вата, Винт Выделение ударно го гласного. Определение места в слове. | Узнавать и угады вать звуки в сло ве Уметь дифферен цировать в-в* в словах. Писать букву В в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука В В*, предме ные картинки на звуки В В* | |
23. | 13-17. 01 | Звуки [йэ], [‘э] Буква Е. Лексическая тема: Зимние забавы | Гласные второго ря да Расширение и акти визация словаря | Писать букву Е в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь [й’э] Е, предметные картинки | |
24 | 20-24. 01 | Звуки П П* и буква П Дифференциация П - П* Лексическая тема: Профессии | Артикуляционная характеристика зву ков. Звуковой анализ слов «парк», «пик» Расширение и акти визация словаря | Узнавать и угады вать звуки в сло ве Уметь дифферен цировать п-п* в словах. Писать букву П в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука П П*, предме ные картинки на звуки П П* | |
25. | 27-31. 01 | Звуки З З*, буква З. Дифференциация З-З* Дифференциация С-З, С*-З* Лексическая тема: Домашние животные | Артикуляционная характеристика зву ков, сравнение. Постановка звука З Анализ слов коза, зенит, зубы, зима. Расширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звук в слове Уметь дифферен цировать з-з* в словах. Уметь дифферен цировать с-з, с*-з* в словах. Писать букву З в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука З З*, предме ные картинки на звуки З З* | |
26. | 03-07. 02 | Звуки Б Б*, буква Б. Дифференциация Б-Б* Дифференциация П-Б П*-Б* Лексическая тема: Продукты питания | Артикуляционная характеристика зву ков, сравнение. Анализ слов типа «бант», «бинт» Выделение ударно го гласного. Расширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звук в слове Уметь дифферен цировать б-б* в словах. Уметь дифферен цировать п-б, п*-б* в словах. Писать букву Б в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Б Б*, предме ные картинки на звуки Б Б* | |
27. | 10-14. 02 | Звуки Д Д*, буква Д. Дифференциация Д - Д* Дифференциация Т-Д Т*-Д* Лексическая тема: Дикие животные | Артикуляционная ха рактеристика звуков, сравнение Определение места в слове. Расширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звук в слове Уметь дифферен цировать д-д* в словах. Уметь дифферен цировать т-д, т*-д* в словах. Писать букву Д в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профили звука Д Д*, предметные картинки на звуки Д Д* | |
28. | 17-21. 02 | Звуки [йа], [‘а]Буква Я, Лексическая тема: Ягода | Гласные второго ря да. Расширение и акти визация словаря | Писать букву Я в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь [й’э] Е, предметные картинки | |
29. | 25-28. 02 | Звуки Г-Г*, буква Г. Дифференциация Г-Г* Дифференциация Г-К Г*-К* Лексическая тема: Масленица. | Артикуляционная характеристика зву ков, сравнение Определение места в слове. Расширение и акти визация словаря Анализ слов «губы», «вагон» «бумага» | Узнавать и угады вать звук в слове Уметь дифферен цировать г-г* в сло вах. Уметь дифферен цировать к-г, к*-г* в словах. Писать букву Г в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Г Г*, предме ные картинки на звуки Г Г* | |
30. | 02-06. 03 | Звук Ч, буква Ч. Лексическая тема: Человек. Части тела. | Артикуляционная харак теристика звуков. Постановка звука Ч. Определение места в слове. асширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звук в слове Писать букву Ч в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Ч, предме ные картинки на звук Ч | |
31. | 10-13. 03 | Звук Ш, буква Ш. Дифференциация С-Ш Лексическая тема: Космос | Артикуляционная харак теристика звуков. Постановка звука Ш. Расширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звук в слове Писать букву Ш в тетраде. Уметь дифферен цировать с-ш, в словах. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Ш, предме ные картинки на звук Ш | |
32. | 16-20. 03 | Звуки Ж, буква Ж, Дифференциация Ж-Ш, З — Ж Лексическая тема: Времена года: Весна | Артикуляционная ха рактеристика звуков. Постановка звука Ж Определение места в слове. Расширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звук в слове Писать букву Ш в тетраде. Уметь дифферен цировать ж-ш, з-ж в словах. | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Ж, предметные картинки на звук Ж | |
33. | 31.03-03.04 | Звуки [йо], [‘о] Буква Ё Слова-предметы Лексическая тема: Мебель | Гласные второго ря да. Расширение и акти визация словаря | Писать букву Я в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь [й’о] Ё, предметные картинки | |
34 | 06-10. 04 | Звук Й, буква Й. Дифференциация Й-Л*, Слова — признаки Лексическая тема: Рыбы | Артикуляционная характеристика зву ков, сравнение Расширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звук в слове Писать букву Й в тетраде. Уметь дифферен цировать й-л* в словах | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь звука Й, | |
35 | 13-17. 04 | Звуки Х-Х*, буква Х. Дифференциация Х-Х*, Дифференциация К-Х Слова-действия Лексическая тема: Инструменты | Артикуляционная характеристика зву ков, сравнение, Звуковой анализ слов халат, хит, хор, хирург, пух, кот. Расширение и акти визация словаря. | Узнавать и угады вать звук в слове Уметь дифферен цировать х-х* в словах. Уметь дифферен цировать к-х, к*-х* в словах. Писать букву Х в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, профи ли звука Х Х*, предмет ные картинки на звуки Х Х* | |
36 | 20-24. 04 | Звуки [йу], [‘у] Буква Ю Лексическая тема: Первоцветы | Гласные второго ря да Расширение и акти визация словаря | Писать букву Ю в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь [й’ о] Ё, предметные картинки на звуки [йу], [‘у] Буква Ю | |
37 | 27-30. 04 | Звук Ц, буква Ц, Лексическая тема: Перелётные птицы | Артикуляционная характеристика зву ков. Постановка звука Ц. Определение места в слове, Расширение и акти визация словаря по теме. | Узнавать и угады вать звук в слове Писать букву Ц в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь звука Ц, предметные картинки на звук Ц | |
38 | 06-08. 05 | Звук Э, буква Э, Лексическая тема: День Победы | Артикуляционная характеристика зву ков. Постановка звука Ч. Определение места в слове, Расширение и акти визация словаря | Узнавать и угады вать звук в слове Писать букву Ч в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь звука Э, предметные картинки на звук Э | |
39 | 12-15. 05 | Звук Щ, буква Щ, Лексическая тема: Поздняя весна | Артикуляционная характеристика зву ков. Постановка зву ка Щ. Определение места в слове, Расширение и акти визация словаря по теме. | Узнавать и угады вать звук в слове Писать букву Щ в тетраде | цветные иллюстрации, азбука разрезная, про филь звука Щ, предметные картинки на звук Щ | |
40 | 18-22. 05 | Буквы Ь, Ъ. Лексическая тема: Времена года: Лето | Расширение и акти визация словаря. | Писать буквы в тетраде Ь, Ъ | . |
|
|
|
|
Если по внеурочной деятельности – пишем - Рабочая программы внеурочной деятельности «Название курса», класс и т.д.
Если программа коррекционных занятий – пишем – Рабочая программа индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для _______ класса(ов) и далее…
Если логопедических занятий – пишем – Рабочая программа индивидуальных (или групповых) логопедических занятий для обучающихся класс. Можно – Рабочая программа индивидуально-групповых логопедических занятий для обучающихся ____класса. В пояснительной записке обязательно указываем вид нарушения, над которым работаем!
Если обучение на дому – пишем – Специальная индивидуальная программа развития обучающегося на дому ФИО ребенка, класс.
Или: Адаптированная общеобразовательная программа обучающихся на дому 9А класса Еремеевой…, Зюзина …Таким же образом и Корзино.
Или для начальной школы УО: Рабочая программа обучающегося на дому ФИО ребенка, класс (год обучения). Вариант 6.2. адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (или вариант 6.3.). На титульном листе слова не сокращаются! Прописываем все полностью! Можно уменьшить шрифт до 11.
Или (для УО детей 5 – 9 классов): Рабочая программа обучающегося на дому ФИО ребенка, класс (год обучения) с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (интеллектуальнми опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).