Рабочая программа
Индивидуальных логопедических занятий.
Для обучающихся 1 а класса.
Учителя-логопеда Сухаревой Элеоноры Юрьевны
На 2019-2020 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО от____ ____________2019 г. протокол №_______ Руководитель ШМО _____________ Г. Х. Батталова |
Пояснительная записка
Рабочая программа логопедических занятий составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. №1598
- с учетом Примерных программ по учебным предметам начального общего образования (русский язык); Адаптированной образовательной программы начального общего образования ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Приказ МО РФ № 1015 от 30. 08. 2013г.
- Приказ МО РБ № 1784 от 10.09.2015 Об обеспечении введения в Республике Башкортостан ФГОС НОО ОВЗ.
|
|
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452-07 О введении ФГОС ОВЗ.
Данная рабочая программа предназначена для работы с младшими школьниками, имеющих сохранный интеллект и реализуется в ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с НОДА в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Для составления Рабочей программы был АООП реализован вариант 6.2 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Вариант 6.2 предполагает, что обучающийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку.
Работа по данной программе проходит в рамках общей концепции коррекционной психолого-педагогической, логопедической работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время все более актуальной становится проблема медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Между тем основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с такой патологией уже несколько десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике.
|
|
Актуальность данной программы заключается и в социальном запросе родителей детей с нарушениями речи и трудностями усвоения ими школьной программы.
В настоящее время контингент обучающихся с речевыми нарушениями и нарушениями опорно- двигательного аппарата начинающих школьного обучение существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовки к учёбе в школе.
Группу обучающихся по варианту 6.2 составляют дети с сохранным интеллектом, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишённые возможности самостоятельно передвигаться, имеющих нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрией разной степени выраженности. Задержка психического развития при НОДА чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития. Они легко используют помощь взрослого при обучения, но у них несколько замедленное усвоение нового материала. При коррекционно- педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственной развитии.
При изучении индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребёнка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
При подготовки и проведении коррекционно-развивающих занятий учитывается индивидуальные особенности каждого учащегося
Для формирования устойчивого интереса к деятельности учащихся данной группы педагоги учитывают их существенные потребности и опираются на внешнюю мотивацию: учащихся получают положительную оценку и поощрение сразу после успешного завершения задания.
Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательными организации.
Первоначально в процессе занятий дети учатся выполнять простые действия по подражанию: взять-положить предмет на стол, помахать рукой, флажком, платочком, позвенеть в колокольчик и др., следовать словесным инструкциям: «смотри на меня», «делай как я» и т.д. Дети учатся брать, удерживать, передавать предметы. В процессе обучения педагоги формируют представление о структуре действия: начало, выполнение операций и окончание действия.
Формирование интереса к деятельности детей происходит на групповых и индивидуальных занятиях в процессе игровой и учебной деятельности. С момента прибытия детей и до конца учебного дня поддерживается атмосфера доброжелательного доверительного общения, создаются ситуации успешного активного участия детей в повседневной деятельности.
Задачами коррекционно-развивающих занятий является:
- предупреждение вторичных биологических социальных отклонений в развитии, затрудняюших образование и социализация ребёнка;
- исправление нарушений психофизического развития медицинского, психологическими, педагогическими средствами;
- формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.
В ходе обучения воспитывается интерес к речи, происходит развитие представлений об окружающих предметах, развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно-временных представлений, формируются приёмы элементарной предметной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях. Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями, что в дальнейшем позволяет применять составленные из картинок расписания, которые облегчают самостоятельное выполнение ребёнком серии последовательных действий. Занятия проводится преимущественно в индивидуальной форме.
|
|
Логопедические занятия наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Логопедическая работа организуется с индивидуально после уроков для проведения коррекции нарушенных Высших Психических Функций и всех сторон речи школьников.
Основные задачи реализации программы по логопедии:
- овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
- овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык:
- формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой
- формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний;
- использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение:
- осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций;
- формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов;
- формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
|
|
Речевая практика:
- расширение представлений об окружающей действительности;
- обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи;
- развитие навыков связной устной речи;
- развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения;
- ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Сотрудничество с родителями
Что результативность обучения и воспитания любого ребёнка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.
Зачастую при поступлении ребёнка в школу родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребёнка становятся прерогативой педагогов, и всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечает нерегулярность и недостаточность занятий, проводимых с ребёнком в семье, ссылаясь на недостаточность своих знаний о подходах к обучению и воспитанию ребёнка. Многие родители недостаточно чётко представляют себе принципиальные положения школы о сотрудничестве семьи и специалистов.
Кроме того, не только детям с нарушениями развития необходима помощь, но и самим родителям. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающих детей-инвалидов, требуется психологическая поддержка, которая позволит сократить угрозу нервного истощения и укрепить уверенность родителей в себе и своём ребёнке.
Взаимодействие в процессе обучения и воспитания предполагает участие родителей в осуществлении индивидуальной программы обучения ребёнка. Ключевыми моментами в составлении программ являются диагностика возможностей ребёнка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребёнка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но и, прежде всего, с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в школе, но и дома.
Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребёнком является обучение родителей приёмам и методам специально-педагогического развивающего обучения. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд консультаций. Дают рекомендации по использованию педагогической и методической литературы, предлагают видеоматериалы по актуальным для обучения и воспитания их ребёнка проблемам.
Важнейшим средством сотрудничества в процессе обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребёнка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. В процессе реализации индивидуальной программы обучения с родителями проводятся индивидуальные консультации, во время которых родители и специалисты обмениваются информацией о ходе выполнения программы. Необходимы также и посещения родителями занятий и участие в совместной с ребёнком деятельности на занятии, просмотр фрагментов занятий с детьми, обсуждение промежуточных результатов, после чего выбираются способы решения проблем, возникающих в процессе педагогической работы с ребёнком.
Следующим важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей с тяжёлыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи.
Обучение речевой деятельности направлено на формирование у детей произвольных целенаправленных действий, направленных на коммуникацию с окружающими людьми и является основой дальнейшего обучения доступной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.
В ходе обучения воспитывается интерес к речи, происходит развитие представлений об окружающих предметах, развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно-временных представлений, формируются приёмы элементарной предметной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях. Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями, что в дальнейшем позволяет применять составленные из картинок расписания, которые облегчают самостоятельное выполнение ребёнком серии последовательных действий. Занятия проводится преимущественно в индивидуальной форме.
Основной целью учебного курса является коррекция нарушенных высших психических функций и формирование речи данной группы обучающихся, чтобы на основании психолого-педагогической диагностики формировать у них все стороны речи: коммуникативные навыки орально-артикуляционный праксис, просодическую сторону речи, речевую систему в целом.
Логопедические занятия наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Логопедическая работа организуется с группой учащихся и индивидуально после уроков для проведения коррекции нарушенных Высших Психических Функций и всех сторон речи школьников.
В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного стандарта на другой, которое необходимо для максимального использования потенциальных способностей детей и реализации их права на получение образования.
Определение варианта 6.2 данной программы для обучающихся с НОДА осуществляется на основе рекомендации ПМПК, ИПР, степени тяжести нарушений и индивидуальных особенностей обучающихся с НОДА с имеющими сходные ограничениями здоровья, сформулированных по результатам его комплексного обследования.
Обучающийся, вариант 6.2, имеют право на прохождение, текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.
Вариант 6.2 образовательной программы может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, имеющих сходные нарушения, так и в отдельных классах, группах. Группу обучающихся по варианту 6.2 составляют дети с лёгкой дефицитом познавательных и социальных способностей передвигающих с помощью ортопедических средств или возможность самостоятельного передвижения, имеющие нарушения и дизартрию разной степени выраженности. Нормативный срок освоения данной рабочей программы (вариант 6.2) по логопедии для работы с детьми рассчитан на один учебный год.
Принципы обучения:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;
- принцип наглядности, доступности;
- принцип рационального сочетания индивидуальных и групповых форм занятий и способов работы.
Предполагаемы результаты уровня подготовки обучающихся по данной программе предусматривает:
I. Звуковую культуру речи — это:
- уметь выделять в произношении заданный звук;
- находить место звука в слове (начало, середина, конец слова);
- качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный ударный, безударный; согласный твердый, мягкий), правильно употреблять
соответствующие термины;
- определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов, замечать слова с заданным звуком в скороговорках, стихах, подбирать
слова с заданным звуком;
- производить звуковой анализ слов: количество звуков, последовательность фонем, место звука в слове, количество слогов;
- уметь внятно и отчетливо произносить звуки, слова, короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями, соблюдая
установленные Правила речи.
II. Обучение грамоте – это:
- уметь различать понятия звук, слог, слово, предложение;
- делить слова на слоги, выделять словесное ударение;
- иметь представление о предложениях, их видах, составлять слова из слогов, предложения из слов.
III. Формирование словаря - это:
- уметь группировать предметы по их назначению, использовать в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (грибы, деревья, мебель, одежда, обувь, овощи, посуда, фрукты, и т.п.);
- употреблять в речи названия предметов и их частей, деталей;
- различать и называть характерные свойства и качества предметов;
- образовывать новые слова по аналогии;
- понимать и употреблять слова- антонимы, синонимы.
IV. Развитие связной речи - это:
- уметь составлять небольшие связные рассказы, например: об игрушках, о своем классе, о своей семье;
- уметь внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;
- понимать содержание литературного текста.
V. Формирование грамматического строя речи - это:
- уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- употреблять существительные с предлогами (в, на, за, под);
- употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей;
- употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения, составлять предложения с однородными членам и предложения.
VI. Письмо - это:
- уметь правильно держать ручку;
- формирование и совершенствование графических навыков;
- закрепить навык правописания строчных и заглавных букв на письме;
- уметь правильно писать слова, словосочетания, короткие предложения.
Речь и альтернативная коммуникация.
Основные задачи реализации содержания программы по логопедии:
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
- развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих
возрасту житейских задач;
- развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий,
пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- Использование альтернативных средств коммуникации.
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствую щих возрасту житейских задач.
Обучение чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне
Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания.
Формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге.
Обучение письменной речи: чтению (глобальному и аналитическому) и письму в доступных для ребенка предел.
Основные задачи реализации содержания:
Формирование элементарных представлений: о форме, величине, количестве, пространственных отношениях на основе предметно-практической деятельности.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Развитие умения самостоятельно пользоваться знаниями при решении элементарных житейских задач.