Общая характеристика учебного курса

 

Особенности речевого развития у детей с рассмотрены многими авторами: М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, и другие.

       При реализации данной логопедической программы применяются следующие основные методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические, взаимодействия учителя-логопеда и обучающегося, игровые методы, экспериментирование, занимательные упражнения, графические игры, лексико-грамматические игры, дифференцированный логопедический массаж, искусственная локальная контрастотермия, дыхательная речевая гимнастика, развитие голоса и коррекция звукопроизношения, развития просодики; используется разнообразный дидактический и практический материал; фланелеграф; разрезные наборы букв и слогов; предметные и сюжетные картинки, серия сюжетных картин, применение компьютерных обучающих программ.

Данная программа предусматривает индивидуальное и групповые формы обучения.

Коррекция речевых нарушений у обучающихся с НОДА требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены логопедические занятия.

Логопедические коррекционные занятия проводятся в школе-интернате  во второй половине дня с соблюдением режимных моментов, установленных в образовательном учреждении.

 

Рабочая программа рассчитана на формы занятий: индивидуальные - 30 минут, групповые — 30 минут.                                                                                    

Количество часов, указанных в программе, также может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Работа по коррекции речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по русскому языку, литературному чтению и особенностей речевого дефекта обучающегося.

ФГОС для детей с позволяет дифференцированно, с учетом особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обу чающихся. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, которая содержит дифференцированные требования к структуре адаптированной программы, результатам ее освоения и условиям реализации.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъе кта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь придос таточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка) произноше ние, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.   

     У обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени, полиморфное нарушение произношения, несформированность слухового внимания, фонематического восприятия и фонематического анализа, связной речи, словарный запас, ограниченный звукоподражаниями и междометиями, несформированность грамматического строя.Овладение письмом и чтением у учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков. Для обучающихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного вос приятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно за трудняет обучающихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У обучаю щихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того уровня, которое наблюдается у нормальных детей.

  Данная рабочая программа логопедических занятий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата рассчитана на контингент детей с НОДА, страдающих дизартрией средней и тяжелой степени.                                                                                                

Знание особенностей речевых нарушений у детей с НОДА позволяет сформулировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.

 Особенностью расстройств речи у детей с НОДА является их патогенетическая общность с двигательными нарушениями, что находит свое выражение во взаимосвязи между развитием речи и формированием общей и тонкой моторики. 

     Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффек тивных средств его преодоления. Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях ребен ка.

Логопедические связи данного курса тесно связано с науками. Однако самостоятельность ее как одного из разделов специаль ной педагогики обязывает логопеда стремиться к тесному содружеству со смежными науками: физиологией речи, психологией, различ ные области медицины, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием, педагогикой.

 

                                                                

                                                 Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Логопедическое обучение является неотъемлемой частью общего педагогического процесса. Логопедическая работа с детьми, имеющими различные расстройства речи, позволяет в той или иной мере нормализовать, компенсировать, формировать речевые возможности обучающихся. Систематическая, комплексная работа по развитию речи, проводимая на логопедических занятиях, способствует развитию у данной категории детей речи как средства общения и является необходимой предпосылкой для усвоения ими программного материала по предметам учебного плана.       

Планируемые результаты программы логопедической коррекционной работы уточняются и конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей младших школьников с нарушениями речи при НОДА и направлены на развитие и совершенствование ком муникативных навыков, включающих устную речь обучающегося, на развитие его произносительных, познавательных способностей.  

    Критерием успешности всегда считались достижения речевой динамики обучающегося, уровень сформированности умений и навыков в обучении и воспитании. В настоящее время наряду со знанием компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирование УУД в регулятивных, познавательных, коммуникативных сферах) - что явилось новизной при составлении данной рабочей программы. Для оценивания результатов динамического речевого развития в конце учебного года составляется словесный и цифровой отчет по проведенной работе с детьми за текущий учебный год. Обучение по предмету «логопедические занятия» для детей с нарушением речи предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально успешно решать бытовые задачи в самостоятельной жизни, находить общий язык в семье и ближайшем окружении.  

 

                                              

                                                            Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Начиная с первичного обследования устной речи,письма и чтения, с целью выработки единых предъявляемых требований для дальней шего успешного обучения, поддерживается контакт с учителями начальных классов, отсюда следует, что тематическое планирование для индивидуальной и групповой работы также составлялось в соответствии с программным материалом по русскому языку и литературному чтению.                                                                                                                                                                                                             

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную деятельность значительно повышается, если дидактический материал используется в соответствии с темой программы, которая изучается на уроках русского языка и чтения. 

                                                                                                                                         

                                                                                           Содержание учебного курса.

         Рабочая программа по логопедии состоит из следующих разделов:

- коррекция высших психических функций:

- коррекция звукопроизношения;

- коррекция фонематических процессов;

- коррекционная работа на лексическом уровне;

- коррекционная работа на синтаксическом уровне;

- формирование связной речи;

- формирование учебных навыков и умений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: